Пострадавшие люди отсуживают у предприятия десятки и сотни тысяч рублей. Возвращается лишь часть этих сумм после взысканий с виновников
Барнаульский "Горэлектротранс" из года в год остается убыточным предприятием. И не последнюю роль в этом играют падения пассажиров и ДТП. Люди высуживают десятки и сотни тысяч рублей с предприятия. Часть этих сумм МУП взыскивает с виновников происшествий, но поскольку это обычные работники предприятия, то, скорее всего, платежи растягиваются на годы. "Толк" проанализировал иски к предприятию и выяснил, какие компенсации "Горэлектротранс" выплачивает пострадавшим.
По 30 падений в год
В среднем за год в трамваях и троллейбусах Барнаула с заметными последствиями падает по 30 пассажиров. Из них по вине "Горэлектротранса" – в среднем три случая в год, сообщили на предприятии.
Так, в сентябре 2020 года суд взыскал с предприятия 160 тыс. рублей в пользу 71-летней пассажирки Любови Путилиной. Женщина упала в салоне трамвая, когда доставала проездной. Она получила сотрясение мозга, перелом руки и гематомы, перенесла две операции.
Горожанка взыскала еще и со страховой компании 140 тыс. рублей в качестве возмещения вреда, а также 70 тыс. рублей неустойки и столько же штрафа.
Назначают за падения и более скромные суммы: например, 30 или 45 тыс. рублей. Все зависит от характера полученных травм.
За 2018-2020 годы МУП получил 10 исков от горожан о компенсации морального вреда в результате падений, которые привели к травмам. По этим делам "Горэлектротранс" выплатил около 560 тыс. рублей. При этом предприятие не оставляет попыток снизить суммы компенсаций, и в некоторых случаях это удается.
Дела о ДТП
Утекают деньги предприятия и на суды по поводу ДТП. Так, в октябре суд взыскал 103 тыс. рублей с предприятия в пользу горожанки Нины Никулиной. Женщину сбил трамвай, из-за чего она вполовину утратила свою работоспособность.
В марте "Горэлектротранс" взыскал в порядке регресса с водителя трамвая 203 тыс. рублей за ДТП, в котором был поврежден автомобиль. Предприятие при этом заплатило пострадавшей стороне 217 тыс. рублей.
В 2019 году "Горэлектротранс" взыскал 250 тыс. рублей с водителя трамвая, во вине которой на дорогу выпала пассажирка.
В 2018 году "Горэлектротранс" заплатил 120 тыс. рублей своей же сотруднице, которая пострадала в результате столкновения двух трамваев. Дела о взыскании этой суммы с виновницы ДТП в открытом доступе на сайте суда нет.
Не всегда предприятию удается полностью взыскать с виновных работников суммы, потраченные на возмещение морального вреда пассажирам. Так, в 2020 году "Горэлектротранс" заплатил сбитому трамваем пешеходу 120 тыс. рублей, а с водителя взыскал только 40 тыс. рублей.
Людям, получившим легкие травмы, суды назначают гораздо меньшие суммы. Так, в 2018 году барнаульцу выплатили всего 25 тыс. рублей за то, что его сбил троллейбус.
Обиженные сотрудники
Еще одна группа исков – от сотрудников предприятия и их родственников. Работники "Горэлектротранса" бывают недовольны недоплатами, травмируются на работе. А некоторые даже погибают. Компенсации за гибель людей приходится высуживать родным.
В 2018 году на объекте МУП произошел несчастный случай со смертельным исходом – работника смертельно ударило током. Комиссия по расследованию причин трагедии решила, что мужчина приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям.
Сотрудник предприятия предположительно потерял равновесие, взмахнул рукой с влажной тряпкой и коснулся участка трансформатора под напряжением и получил разряд, от которого его отбросило в сторону. Пострадавший скончался на месте.
Отец погибшего обратился в суд, указав на неправильную подготовку рабочего места, проблемы с устройствами релейной защиты и сигнализации в момент короткого замыкания.
Госинспекция труда установила, что в несчастном случае виновны работники "Горэлектротранса", которые не смогли обезопасить рабочее место, а вины самого предприятия нет.
Однако суд счел, что именно работодатель обязан возместить моральный вред, если не докажет, что человек погиб из-за непреодолимой силы либо по своей вине. В результате с МУП взыскали 500 тыс. рублей в пользу отца погибшего.