Общественник Алексей Паженцев убежден, что действующие федеральные программы должны учитывать экономические возможности каждого региона
Подход федерального центра к улучшению транспортной доступности не отвечает реальным потребностям регионов с низкими экономическими показателями. По мнению члена ОНФ, председателя общественного совета при минтрансе края Алексея Паженцева во многом именно поэтому Барнаул и Бийск два года подряд не могут воспользоваться федеральной программой по обновлению общественного транспорта.
Слишком бедные
По мнению Пажецева, Алтайский край не случайно входит в число 10 регионов, где действует проект по борьбе с бедностью. Для этих субъектов разработаны отдельные программы социально-экономического развития.
"При участии регионов в других федеральных программах, в том числе касающихся улучшения транспортной доступности, нужно учитывать экономическое положение в регионе и до минимума снижать долю регионального софинасирования", – сказал Паженцев.
То, что по силам богатым территориям, бедным не потянуть. По мнению собеседника, именно поэтому шансы проблемных территорий на получение федеральной помощи для развития той или иной сферы чаще всего сводятся к нулю.
"Каждый раз по результатам конкурсов деньги на развитие транспорта получают Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие города с высокими экономическими показателями. В это же время алтайские города не могут составить им конкуренцию. Это замкнутый круг, из которого самостоятельно нам не выйти", – сказал Паженцев.
Вовсе не бесплатные автобусы
Кроме того, Паженцев и другие алтайские эксперты ОНФ считают, что необходимо снизить размеры лизинговых платежей по программе обновления пассажирского транспорта либо вовсе отказаться от лизинговых схем. В противном случае это приводит к значительному удорожанию машин, приобретаемых по программе.
Напомним, что финансирование из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обновлению пассажирского транспорта в российских городах в 2021 году составит 3,5 млрд рублей.
Эксперт подчеркнул, что эти деньги направляются в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). В дальнейшем регионы выкупают транспорт в лизинг, выплачивая при этом проценты. Иными словами, речь не идет о том, что победителям конкурса предоставляют готовый транспорт безвозмездно.
Какие конкретно условия лизинговых закупок не выгодны, Паженцев не назвал. Однако, согласно постановлению правительства России, получателю техники предоставляется 60-процентная скидка к цене транспортного средства, а недополученный доход ГТЛК субсидирует государство. Но даже при этих условиях нагрузка на местные бюджеты может быть внушительной. Тем более, что условия лизинга диктует одна компания.
На это уже обращали внимание другие игроки лизингового рынка, в частности, Сбер и ВТБ, которые даже в связи с этим направляли письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, писал "Коммерсант". По их мнению, участие в программе только ГТЛК "ограничивает или полностью блокирует возможность конкуренции в сегменте". Появление других игроков могло бы снизить расходы муниципальных бюджетов.
Деньги к деньгам
Вместе с тем, Паженцев признал, что у жителей Алтайского края есть большой запрос на обновление пассажирского транспорта, эту же потребность ощущают перевозчики.
"Проблема устаревшего транспорта нарастает как снежный ком и требует незамедлительного решения", – сказал собеседник.
Эксперт считает, что участвовать в федеральных программах необходимо, но нужен индивидуальный подход к каждому региону. И в первую очередь необходимо снижать финансовую нагрузку для территорий с низкими экономическими показателями.
Не будет у нас нового транспорта! Будем ездить на развалюхах!