Раньше люди могли проехать в садоводство "Речной причал" через территорию речного водозабора №2, но с 2020 года им отказали в этой возможности
Владельцы более двух десятков участков садового некоммерческого товарищества (СНТ) "Речной причал" в Барнауле почти два года страдают из-за того, что им перекрыли прямую дорогу в их садоводство. Она проходит по территории речного водозабора №2. Есть и те, кто живет здесь круглый год. Все это время люди ощущают себя заложниками в собственных домах. Сейчас многие не могут вывезти урожай. Пожилые жители садоводства говорят, что к ним даже скорая не может проехать.
Бабушку не успели спасти
Жительница Барнаула Софья Терехова с тяжелым сердцем вспоминает события годичной давности. Ее дедушка и бабушка – одни из немногих, кто жил в садоводстве круглый год.
По словам собеседницы, в конце сентября 2020 года ее бабушка почувствовала себя плохо. Дедушка сразу же вызвал скорую и следом позвонил внучке.
"Я приехала к водозабору раньше неотложки. Пыталась объяснить охраннику, что моей бабушке плохо, что ей нужна помощь, но меня не пропускали. Только после длительных уговоров мне все-таки открыли ворота, но время было упущено. Бабушка умерла за минуту до того, как я вошла в дом", – вспоминает Терехова.
Также она добавила, что и скорую помощь на территорию водозабора пропустили не сразу. Когда приехала неотложка, спасать уже было некого.
Экстремалы поневоле
Садоводы "Речного причала" не скрывают, что у них есть альтернативный путь к участкам. Однако он удлиняет дорогу на 10 км, да и не каждый автомобиль сможет там проехать. На этой полевой дороге крутые спуски и подъемы, резкие повороты, как на горном серпантине. "Трасса" изрыта глубокими колеями.
Садоводы рассказывают, что проехать здесь можно только на внедорожниках, исключительно в сухую погоду. После дождя сюда никто не суется.
По грудь в снегу
75-летний дедушка Софьи Тереховой Владимир Неупокоев живет в садоводстве "Речной причал" с 1993 года. Он говорит, что трудился на вредных производствах и рассчитывал на пенсии "дышать чистым воздухом". Закрытие дороги серьезно затрудняет ему жизнь. Он так же, как и внучка, винит это обстоятельство в смерти супруги.
В теплое время дорога до ближайшего магазина занимает у пенсионера больше часа – в один конец. При этом ему нужно сначала подняться в крутую гору, а потом с нее же спуститься:
"Зимой хожу в магазин по льду, по замерзшей реке. Хорошо ходить по рыбацким тропам, а вот после буранов, бывает, и по грудь в снегу можно застрять. Если дождик пройдет – нередко и на мягком месте скатываюсь", – горько шутит пожилой человек.
"Здесь наши корни"
После того как дорогу закрыли, некоторые садоводы бросили свои участки. Но несколько человек остались: они говорят, что именно здесь их корни. Кто-то вспоминает, что еще с царских времен в этом месте жили их прадеды.
Ольга Суковатова, несмотря на все сложности, не намерена бросать свой участок. По ее убеждению, сдаться – значит предать память предков. Она вместе с оставшимися садоводами намерена и дальше бороться за то, чтобы им разрешили пользоваться дорогой водозабора – пусть даже по специальным пропускам, которые у них были раньше.
Защита от террористов
Директор по безопасности и режиму "Росводоканала Барнаул" Владислав Кулешов объяснил "Толку", что речной водозабор №2, который находится рядом с садоводством "Речной причал" относится к объектам, подлежащим антитеррористической защищенности.
"В силу действующего законодательства мы не имеем права разрешить проход и проезд через территорию водозабора посторонним лицам. Допуск на территорию для специализированной техники возможен только по пропускам при наличии производственной необходимости, а также для предотвращения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций".
Еще в марте 2020 года председатель садоводства "Речной причал" Евгений Максименко присутствовал на совещании в администрации Центрального района Барнаула. По его словам, тогда садоводам обещали продлить возможность проезда по территории водозабора по специальным пропускам до момента организации альтернативного проезда. Но пока этого так и не случилось.