В Алтайском крае приняли новый Кодекс этики для госслужащих. Разбираемся, чем он отличается от уже существовавшего и как может повлиять на работу чиновников
Для алтайских чиновников 23 мая 2022 года началась новая жизнь: губернатор края Виктор Томенко подписал указ об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих. Документ будет регулировать "моральный облик" сотрудников краевых ведомств, дабы "повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих обязанностей". Что этот кодекс несет чиновникам и рядовым жителями Алтайского края, выяснял корреспондент "Толка".
Кодекс 2.0.
Документ, регулирующий этичность поведения краевых чиновников, в Алтайском крае уже существовал. Это Кодекс государственных гражданских служащих, принятый в 2009 году. Однако, как сообщают в пресс-службе краевого правительства, этот свод правил уже несколько устарел. Правда, о том, что конкретно признано архаичным, краевые власти не сообщают.
Впрочем, оба кодекса можно найти в открытом доступе и сравнить между собой. И на первый взгляд, как минимум "дух" документа остался неизменным: и старый, и новый варианты однозначно нацелены на то, чтобы чиновники вели себя достойно. Однако ряд интересных отличий все же имеется.
Самым очевидным нововведением стало то, что новый кодекс отдельно регламентирует поведение госслужащих в соцсетях.
"Гражданские служащие не должны размещать в социальных сетях материалы, способные повлечь причинение вреда личной репутации, репутации коллег, авторитету органа государственной власти Алтайского края или авторитету гражданской службы в целом", – сказано в документе.
В кодексе-2009 такого пункта не было, да и не могло быть: соцсети еще только-только набирали обороты. Например, от основателя "ВКонтакте" Павла Дурова даже не требовали вернуть стену, а до взрыва популярности одной крайне известной, но запрещенной соцсети с акцентом на размещение фотографий оставалось еще порядка пяти лет.
Кстати, новые веяния и "интернетизация всей страны", по всей видимости, повлияли и на то, что в новом кодексе чуть более подробно расписаны правила обращения с информацией. Теперь этой теме уделены два пункта вместо одного в старом документе.
Косметика и политика
Несколько мягче стали требования к внешнему виду госслужащих. Так, в кодексе 2009 года было сказано следующее: "госслужащий должен следить за своим внешним видом, придерживаться делового стиля в одежде, прическе, проявлять умеренность в использовании украшений и косметики". В новой редакции эти требования пропали, однако теперь внешний вид чиновников должен "способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность".
Также исчез и абзац, повествующий о том, как чиновники должны общаться по телефону.
"При пользовании телефоном гражданскому служащему надлежит говорить негромко и лаконично, не создавая неудобств окружающим, отключать мобильный телефон на время проведения служебного совещания", – было написано в предыдущем кодексе.
Сейчас такая инструкция, конечно, выглядит несколько избыточной. Впрочем, новый кодекс в сравнении с предыдущим в целом получился несколько более лаконичным: в нем всего три раздела против четырех в прошлом документе.
Впрочем, среди того, чего в новом кодексе уже не будет, оказался и один любопытный пункт.
"Гражданский служащий не должен допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры", – боролись как могли с извечной бедой разработчики старого документа.
В новом же кодексе именно "бюрократизм и волокита" не упоминаются вовсе. Можно предположить, что повышение эффективность выполнения гражданскими служащими своих обязанностей и так подразумевает, что чиновники должны бороться с этими явлениями.
Любопытно то, что в новом документе несколько сменилось содержание параграфов, которые требуют от чиновника, в том числе руководящего, политической нейтральности. Так, в новом кодексе сказано: руководитель, дескать, не должен допускать принуждения служащих к участию в деятельности политических партий или иных общественных объединений. В прошлой инструкции любой гражданский служащий просто должен был соблюдать политическую нейтральность.
Также кодекс запрещал чиновникам выступать в СМИ с мнением, "отличным от политики государства в целом, а также от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо". Теперь же служащему необходимо будет "воздерживаться от публичных высказываний и оценок" касаемо деятельности госорганов и их руководства.
Позор нарушителям
А что же ждет тех, кто все же решит нарушить "бусидо для чиновников"? Да, в общем-то, ничего страшного. Если не было нарушено законодательство, то служащих за их прегрешения ждет "моральное осуждение" на заседании соответствующей комиссии. А еще то, насколько строго чиновник соблюдает кодекс, будет учитываться при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва и при наложение дисциплинарных взысканий.
Как отметил депутат краевого парламента и преподаватель юридического факультета Алтайского государственного университета Александр Молотов, в краевом Заксобрании действует схожая система. Вызывающее поведение народных избранников рассматривает мандатная комиссия. А проштрафившийся депутат получает порицание. Впрочем, оно не несет никаких правовых последствий, только лишь репутационные потери. Кроме того, до этих порицаний дело, как правило, не доходит.
Саму же идею "этического кодекса" Молотов оценил скорее положительно.
"Есть кодекс, например, судейской этики и другие подобные кодексы. Когда речь идет о некой корпорации, а чиновники – это тоже корпорация, вполне логично, что есть некие нормы и правила, связанные с поведением участников этой корпорации", – отметил Молотов.
Аналогичного мнения придерживается и депутат краевого парламента, член профильного комитета АКЗС Иван Мордовин.
"Многие чиновники непосредственно взаимодействуют с жителями и должны быть максимально корректны и соблюдать все этические нормы", – подчеркнул Мордовин.
Однако оценить то, как сказываются этические кодексы на работе чиновников, пока возможным не представляется.
Любопытно также и то, что в соседнем с нами Казахстане, как сообщает портал inform.kz, в феврале 2022 года на уровне государства утвердили новую редакцию собственного этического кодекса для госслужащих. В этом документе, например, сказано, что одним из принципов госслужбы в Казахстане является "клиентоориентированность".