Депутаты регионального парламента 29 сентября приняли решение по 27 вопросам, местами демонстрируя единодушие, а местами – вступая в интересные дискуссии
Депутаты парламента Алтайского края в ходе 12-й очередной сессии приняли решение по вопросам, связанным с внесением корректив в региональное законодательство, принятием новых законов, назначением жителей региона на посты, а также поспорили относительно нескольких инициатив и заслушали информацию о ходе частичной мобилизации.
Награды, гимн и минута молчания
Еще перед началом основной части заседания губернатор Алтайского края Виктор Томенко и председатель АКЗС Александр Романенко наградили знаком "Почетный гражданин Алтайского края" ветерана Бийского олеумного завода, экс-депутата краевого парламента Анатолия Ананьина и руководителя Барнаульского филиала благотворительного фонда Западно-Сибирской железной дороги Валерия Регера, также в свое время заседавшего в региональном представительном органе.
Сама же сессия Законодательного собрания была открыта под звуки государственного гимна Российской Федерации. Надо отметить, что отныне в таком формате будут стартовать все заседания АКЗС, а соответствующие изменения в регламент регионального парламента планируется внести в октябре текущего года.
Затем краевые депутаты почтили минутой молчания память жертв трагедии в Ижевске. Напомним, что 26 сентября на школу №88 было совершено нападение, в результате которого погибли 17 человек, в том числе 11 детей.
Что касается повестки сессии, то в нее в начале заседания были внесены коррективы. В частности, было решено снять с рассмотрения внесенный фракцией КПРФ проект закона "О внесении изменения в статью 2 Закона Алтайского края "О стипендиальном обеспечении и иных мерах социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в краевых государственных профессиональных образовательных организациях", который был подвергнут критике и получил отрицательное заключение бюджетного комитета.
При этом в повестку сессии был включен вопрос, связанный с внесением изменений в закон Алтайского края, касающийся налога на имущество организаций на территории региона.
После этого депутаты приступили к обсуждению заявленных вопросов.
Экообразование, налоги для иностранцев и установление границы
Первым делом депутаты внесли изменения в краевой закон "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края". По словам вице-спикера АКЗС и председателя комитета по правовой политике и местному самоуправлению Дениса Голобородько, данный документ уточняет формулировки административных правонарушений за несоблюдение правил благоустройства. В то же время перечень правонарушений практически не изменится, а размер штрафных санкций останется на прежнем уровне.
Голобородько уточнил, что необходимость изменений обусловлена сложившейся судебной практикой, при которой перечень правонарушений, имеющийся в региональном законодательстве об административной ответственности, должен максимально конкретным образом описывать противоправные действия, повлекшие правонарушение. Вопросов данный проект закона не вызвал и был одобрен всеми 65 депутатами.
Затем народные избранники приняли закон "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Алтайском крае". Как отметил докладчик, министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Стрелковский, сегодня экообразование являет собой один из путей к устойчивому развитию общества.
Законопроектом систематизированы и обобщены положения, регулирующие отношения в обозначенной сфере, содержащиеся в ряде законов Алтайского края.
А содокладчик по этому вопросу заместитель председателя Общественной палаты Алтайского края Валилий Куц подчеркнул, что данный законопроект является продолжением задач, сформулированных президентом России Владимиром Путиным в части построения экологически ориентированной экономики, обеспечения многообразия ресурсов и экологической безопасности.
"Нельзя быть патриотом, если ты не знаешь родной природы", – подчеркнул Куц, вспомнив строки из песни "С чего начинается Родина".
В итоге проект документа был принят единогласно всеми присутствующими депутатами.
Надо отметить, что острых дискуссий до перерыва в сессии рассматриваемые вопросы не вызывали.
Среди наиболее любопытных проектов можно выделить, например, одобренное депутатами внесение изменений в закон "О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции" и корректировку закона "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края".
К слову, последнее из перечисленных нововведений упрощает получение деловой древесины для жителей региона у арендаторов лесных участков.
По словам презентовавшего инициативу главы алтайского минприроды Андрея Стрелковского, основная проблема при приобретении льготной деловой древесины в том, что количество желающих ее получить превышает допустимые объемы отпуска.
В итоге это ведет к нарушению прав граждан и "негативно влияет на работу органов исполнительной власти в области лесных отношений".
Чтобы все это пресечь, минприроды вместе с депутатами и краевой прокуратурой разработало законопроект, который, наконец, установит очередность и урегулирует ряд других вопросов, связанных с получением деловой древесины.
Также до перерыва депутаты рассмотрели проект закона, согласно которому в Алтайском крае налоговая нагрузка, устанавливаемая для работающих в регионе иностранных граждан, приближается к сумме налога на доходы физлиц.
Докладчиком по этому вопросу выступила начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения Надежда Капура, которая отметила, что документом предлагается установить региональный коэффициент на 2023 год в размере 1,95.
"Это позволит приблизить величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, к сумме налога на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13% от среднего уровня заработной платы в крае", – отметила Капура, уточнив, что принятие проекта закона позволит приблизить налоговую нагрузку иностранцев к нагрузке на российских граждан.
"С учетом этого стоимость патента для иностранных граждан в 2023 году составит 4 865 рублей", – добавила докладчица. Законопроект был принят в двух чтениях.
Также народные избранники приняли проект закона "Об утверждении заключения Соглашения об установлении границы между Новосибирской областью и Алтайским краем".
Докладчиком по данному вопросу выступил руководитель регионального управления имущественных отношений Александр Теплов, напомнивший, что во исполнение поручений президента России и согласно распоряжению федерального правительства в стране осуществляются мероприятия по организации и проведению работ по описанию местоположения границ между смежными субъектами и внесению сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости.
"В целях описания местоположения границы между Новосибирской областью и Алтайским краем подготовлено Соглашение об установлении границы между Новосибирской областью и Алтайским краем", – сказал Александр Теплов, указав, что этому предшествовала деятельность рабочей группы, созданной распоряжением краевого правительства.
Доклад руководителя краевого управления вызвал вопрос у депутата от фракции КПРФ Александра Волобуева, который отметил: "На некоторых листах я заметил, что есть старая граница и новая граница, которая выделена красной пунктирной линией. Производился ли подсчет территорий, которые мы отдали и которые получили? Могу предположить, что мы вышли в ноль, но ведь тут важна точность".
В ответ Александр Теплов заверил: "Площадь субъектов не изменилась". В итоге проект закона также получил одобрение сразу в двух чтениях.
Назначения и отставки
После перерыва депутаты АКЗС первым делом рассмотрели вопрос о назначении на должности мировых судей Алтайского края, утвердив в этом качестве четырех соискательниц.
Говоря о назначениях, также упомянем, что парламентарии избрали представителей АКЗС в квалификационную комиссию Адвокатской палаты Алтайского края. Эти должности вновь заняли Ольга Блинова и Елена Титаренко.
Кроме того, депутаты АКЗС досрочно прекратили полномочия члена Избирательной комиссии Алтайского края Степана Лютова в связи с его избранием в новый созыв Барнаульской городской Думы.
Но, пожалуй, кульминацией в рассмотрении кадровых тем повестки стал вопрос "О даче согласия на назначение на должность директора Алтайского краевого государственного унитарного предприятия гостиницы "Колос".
Нового руководителя "Колоса" в лице Дмитрия Логачева депутатам представил начальник регионального управления имущественных отношений Александр Теплов.
По его словам, Логачев является квалифицированным и грамотным руководителем, способным решать сложные управленческие задачи.
Надо отметить, что вопрос одобрения назначения Дмитрия Логачева вызвал большой интерес у народных избранников. Так, лидер краевых "Коммунистов России" Сергей Матасов выразил надежду на то, что государственная гостиница сохранит при новом руководстве свой социальный статус и будет "уголком социализма".
В ответ Логачев заявил, что сегодня видит свою главную задачу в том, чтобы стать антикризисным управляющим и избавить "Колос" от кредиторской задолженности, после чего ставит целью модернизацию гостиницы. При этом он подчеркнул, что в ходе оптимизации не намерен прибегать к сокращению штата рядовых сотрудников "Колоса".
Депутат от "Единой России" Николай Данилин в этом контексте и вовсе предложил сделать АКЗС корпоративным клиентом "Колоса" и размещать там иногородних депутатов, приезжающих в Барнаул на сессии.
А его коллега по фракции Антон Васильев пожелал Дмитрию Логачеву терпения и выдержки.
Целевики и лекарства
Еще одним блоком вопросов на 12-ой сессии следует выделить предложение со стороны депутатов АКЗС снизить минимальный обязательный срок отработки для студентов-целевиков и обращение к Правительству РФ с предложением изменить соотношение обязательств региона и Федерации по лечению орфанных больных
Так, народные избранники поддержали поправки к проекту федерального закона относительно совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения. Разработчики предложили сократить установленный законом минимальный обязательный срок отработки по итогам целевого обучения в высшем или среднем профессиональном учебном заведении с трех лет до одного года.
Докладчиком выступил председатель комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов. По его словам, сегодня одним из путей решения проблемы кадров на производстве является развитие механизма заключения целевых договоров, который предусматривает последующее трудоустройство студентов на том или ином предприятии.
При этом одной из причин кадрового дефицита является нежелание молодых людей связывать себя долгосрочными узами целевых договоров на обучение.
"Современная молодежь психологически не готова три года работать на одном предприятии. При этом работодатели говорят, что согласны заключать с ними договоры и на меньший срок. Главное, чтобы выпускник к ним в принципе пришел. А предприятия и организации готовы подобрать эффективные инструменты поддержки и стимулирования для закрепления молодого специалиста", – подчеркнул Молотов.
Председатель комитета по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов, в свою очередь отметил, что и студенты-целевики, и работодатели готовы к тому, чтобы сотрудничать, исходя из более мягких временных рамок.
"Почему же мы не дадим двум сторонам найти себя?", – задался вопросом депутат. В итоге большинство народных избранников поддержали эту идею.
Также депутаты АКЗС приняли обращение к федеральному правительству с предложением изменить соотношение обязательств региона и Федерации по лечению орфанных больных.
Как отметил председатель комитета по здравоохранению Владимир Лещенко, сейчас лекарственные препараты по 12 редким нозологиям закупаются за счет средств федерального бюджета, а еще 12 позиций приобретаются за счет средств регионов.
Народные избранники предложили дополнить перечень орфанных заболеваний, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, такими заболеваниями, как "спинальная мышечная атрофия", "пароксизмальная ночная гемоглобинурия", "болезнь Ниманна-Пика", "наследственный ангионевротический отек", "фенилкетонурия" и "идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура".
По словам Владимира Лещенко, перераспределение обязательств по орфанным заболеваниям поможет оптимизировать расходы бюджета за счет централизованного закупа лекарств и улучшить лекарственное обеспечение других категорий льготников Алтайского края.
Межфракционные споры
Не обошлось на сессии и без горячих дискуссий. Одним из спорных вопросов стала инициатива фракции КПРФ, предложившей разрешить ремонт подъездов многоквартирных домов за счет средств фонда капремонта.
До обсуждения проект документа дошел с важной поправкой. В новой редакции законопроекта дополнительные работы смогут осуществлять только те дома, где собственники выбрали в качестве способа формирования фонда капремонта создание специального счета.
Эта "поправка к поправке", как отметил глава фракции КПРФ в АКЗС Андрей Кривов, появилась в связи с возможным риском увеличения взносов на капитальный ремонт.
Данная идея встретила серьезную критику. Так, лидер фракции ЛДПР Владимир Семенов усомнился в актуальности проблемы.
"Поправка нормальная, если уберете одну фразу – "на специальном счете". Когда у многоквартирного дома есть специальный счет, он вправе распоряжаться средствами без наших указаний", – отметил уже комросс Владимир Козловский.
Депутат от "Справедливой России – За правду" Людмила Суслова также высказалась с критикой документа. Она отметила, что в Алтайском крае действует один из самых низких тарифов на капитальный ремонт. А расширение перечня работ, по мнению Сусловой, все-таки приведет к его росту.
"Невозможно будет провести те виды работы, которые уже есть в законе", – заявила Суслова.
Суслова также считает, что основная проблема ремонта подъездов, с которой сталкиваются жители края, – невозможность заставить управляющие компании заняться этим ремонтом. Тратить на эти работы средства фонда капремонта люди, по словам Сусловой, не готовы.
Наконец, выделение отдельной категории домов со спецсчетами с особыми возможностями, по мнению Сусловой, также является неправильным. Как результат, вновь выступивший Козловский активно поддержал коллегу по парламенту. Комросс также указал на то, что в крае есть и другие жилищные проблемы, например необходимость обследовать дома определенных серий на предмет необходимости все того же капремонта.
Впрочем, Андрей Кривов указал на то, что поправка коммунистов не делает ремонт подъездов и вентиляции принудительным и не содержит никаких требований по части увеличения тарифов.
Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи АКЗС Игорь Панарин также критично высказался о предложении КПРФ.
"Мы неоднократно вопрошали у наших коллег, и у инициатора, и у фракции, которая выносит этот законопроект, почему эта проблема, этот вопрос – а у нас более миллиона жителей края проживают в многоквартирных домах – мы не обсуждаем в широком формате. Ни с жителями, ни с экспертами, ни с профильным министерством, управляющими компаниями, ТСЖ? Наверное, потому что нет проблемы, и вы не смогли бы пригласить на это обсуждение жителей, которые якобы направили значительное количество обращений?" – сказал Панарин.
В итоге законопроект КПРФ не нашел поддержки большинства. За проголосовали только 25 депутатов, против – 34.
Еще одним поводом для споров парламентариев стал отзыв на поправки к федеральному законодательству, упрощающие приватизацию имущества речных портов.
Суть изначальной поправки заключается в том, что она фактически ускоряет переход речных портов в частные руки за счет введения процедуры сокращенных торгов. Это не понравилось коммунистам, как сторонникам государственной собственности.
Однако бюджетный комитет АКЗС с ними не согласился. "Во-первых, еще в 2013 году запрет на приватизацию объектов речной инфраструктуры уже был снят. Сейчас эти объекты и так могут в порядке приватизации проходить все соответствующие процедуры", – возразил глава комитета Антон Васильев.
Он также отметил, что упрощенный порядок применим только в ситуациях, когда порт находится в плачевном состоянии и государство уже не может его содержать. А новые собственники обязаны в течение двух лет восстанавливать свои приобретения. Кроме того, они должны обеспечивать то, что порт останется портом.
Позицию КПРФ поддержал комросс Чермен Хугаев. "Должен быть определенный пассажиро– и грузопоток. Если порт действительно важен и этот ресурс у него есть, то почему бы этим не заниматься государству, мне не понятно. Если этих условий не будет, то есть опасность, что собственники просто будут перепродавать этот порт", – отметил депутат.
А вот либерал-демократ Владимир Семенов встал на иную позицию. "У нас есть хороший опыт, когда все принадлежит государству, – Северная Корея. Не знаю, кто у нас здесь в зале готов жить как в Северной Корее", – сказал Семенов.
Затем он привел конкретные примеры речных портов на Оби, которые, будучи в государственной собственности, фактически исчезли. Государство их спасать уже не будет, а если за это возьмется частник, то ему, по словам Семенова, надо дать орден.
На это отметил представитель КПРФ Антон Арцибашев, указавший, что он не верит в мантру об эффективности частников.
Так или иначе законопроект поддержали 34 человека, в силу чего итоговый отзыв АКЗС получил положительную оценку.
Мобилизация с большой буквы "М"
Отдельного внимания на сессии АКЗС заслуживает выступление перед депутатами заместителя председателя краевого правительства Виталия Снесаря, который рассказал депутатам о ходе частичной мобилизации в Алтайском крае.
"Мы сейчас с вами в течение четырех суток работали в режиме мобилизации с большой буквы "М" (…) Должен сказать, что у нас при взаимодействии с главами муниципальных образований и органами военного управления эта задача выполняется на "хорошо". Мы совершенно точно вписываемся во все графики поставок личного состава в часть", – отметил Снесарь.
Он также указал, что после того, как будет отправлена очередная группа мобилизованных, регион выполнит план необходимых мероприятий примерно на 60%.
Далее зампред правительства добавил, что в ближайшее время ожидается небольшой перерыв в отправках мобилизуемых и уточнил: "Где-то до середины октября закончим".
Реагируя на вопрос о том, сколько именно людей подлежит частичной мобилизации в Алтайском крае, Виталий Снесарь отметил, что это по понятным причинам закрытая информация.