Режим базовой готовности в Алтайском крае ввели буквально только что, и ясности, как он отразится на регионе, пока нет. Однако "управленческий" смысл этой инициативы экспертам уже понятен
Новости о введении в России ряда уровней готовности вызвали у граждан некоторое замешательство и массу вопросов. Указ президента разделил российские регионы на несколько категорий: в самых "горячих", таких как ставшие частью России Донецкая, Луганская республики, Херсонская и Запорожская области, теперь военное положение, в других же (по мере отдаления от центра событий в рамках СВО) действуют пропорционально более мягкие режимы. Что несет Алтайскому краю базовая готовность, выяснял корреспондент "Толка".
Коротко о главном
Исходя из указа президента, в Алтайском крае и множестве других субъектов РФ введен тот самый режим базовой готовности. Он подразумевает следующие новшества.
- "Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решений о проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Тут, впрочем, нужно отметить, что этим губернаторы и власти субъектов занимались и в обычное время.
- Губернаторы получают полномочия "по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения". Опять же этой работой главы регионов занимались и раньше, активизировав ее после объявления мобилизации.
- "Усиление охраны общественного порядка, важных государственных и специальных объектов, а также введение особого режима работы объектов инфраструктуры". Здесь все достаточно прозрачно, хотя конкретные меры по усилению охраны порядка, а также облик "особого режима работы" в указе не описаны.
На основе вышесказанного складывается впечатление, что, в сущности, режим базовой готовности означает для региона продолжение жизни практически в прежнем темпе. Однако одно весьма конкретное новшество в указе означает как минимум появление в субъектах новой структуры.
"Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации создать для реализации мер, предусмотренных настоящим Указом, оперативные штабы субъектов Российской Федерации. Руководителем оперативного штаба субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации", – сказано в указе президента.
Пример оперативных штабов в недавней истории уже имеется – это одноименные "противоковидные" структуры. Однако чем конкретно будет заниматься новое ведомство, пока еще не ясно. Кроме того, официальных сообщений о старте работы нового оперштаба в регионе также пока не было.
Политическая мобилизация
По словам доцента кафедры философии и политологии Алтайского государственного университета Сергея Асеева, вопрос "режима базовой готовности" относится к повестке взаимодействия региональной и федеральной власти. И только краевые власти могут внести в ситуацию ясность.
"Законом предусмотрены так называемые рамочные коридоры, а уже региональные власти знают конкретику в отношении каждого из них", – отметил Асеев.
А вот политэксперт Константин Лукин с видением базовой готовности уже определился. По его оценке, различные режимы ввели для того, чтобы выполнить целый перечень задач.
В первую очередь это унификация новых субъектов РФ с законодательством.
"Они давно жили в режиме военного положения, но теперь все "перекладывается" на российское законодательство", – считает эксперт.
Что же касается остальной России, то здесь, по мнению Лукина, имеет место та же унификация. Но относится она уже скорее к решению внутренних вопросов.
"Ход СВО, ситуация с добровольцами и частичная мобилизация вскрыли достаточно большое число проблем. Четыре режима позволяют унифицировать на всей территории России меры поддержки и персонифицируют ответственность губернаторов", – подчеркнул Лукин.
Кроме того, отдельно политолог остановился на новой структуре – специальном координационном совете, который возглавил премьер-министр Михаил Мишустин. Этот орган позволит быстрее наладить горизонтальные связи с губернаторами и выстроить "правильную систему решения задач".
"Этот орган это аналог Государственного комитета обороны времен ВОВ. Силовики в этом комитете подчинены премьер-министру, и все работают на одну задачу: обеспечение, грубо говоря, работы министерства обороны. А на всех остальных уровнях создаются оперштабы, которые возглавляют губернаторы", – описал новшества политолог.
Такой штаб должен появиться и в Алтайском крае: этого требует сам указ президента. Однако на 20 октября, как уже было сказано, анонсов о начале его работы еще не было.
По мнению Лукина, с помощью всех перечисленных новшеств система управления в России в целом переходит на мобилизационные рельсы. Однако в большинстве российских регионов с тем самым "базовым уровнем" главной задачей будет забота об устойчивости жизни в самом регионе и обеспечение СВО.