В нескольких районах внутримуниципальных автобусов нет вообще
Алтайский минтранс планирует задействовать все купленные для районов края автобусы, которые должны осуществлять внутримуниципальные перевозки. Сейчас вопрос контролируют органы прокуратуры, а чиновники министерства постоянно консультируют органы местного самоуправления и выезжают на места. При этом во многих районах проблема поиска перевозчика не решается годами, частники к ним не идут, а новые автобусы простаивают без дела. Почему это происходит, как власти муниципалитетов решают проблему, и можно ли решить вечную проблему новой техникой – разбирался «Политсибру».
Общее положение
В конце прошлого года правительство Алтайского края закупило для районов региона 130 ГАЗов («Газели») и 63 ПАЗа за 500 млн рублей. Перечень формировался по заявкам от органов местного самоуправления, за исключением крупных городов региона, а именно Барнаула, Бийска и Рубцовска. Новая техника должна была наладить ситуацию с перевозками внутри районов.
В минтрансе рассказали «Политсибру», что машины в декабре 2021 года – январе 2022 года передали 55 муниципалитетам, каждый получил в среднем по три-пять автобусов. При этом перевозчиков нашли только в 32 из них. В министерстве поясняют, что в течение 2021 года органы местного самоуправления разговаривали с перевозчиками, о чем указывали в заявках на получение транспорта. Но в отдельных районах после получения автобусов эти предприятия отказались арендовать технику. Поэтому все процессы пришлось начать заново, а автобусы стали пылиться в гаражах.
В 14-ти автобусы уже вышли на маршруты, а в 16-ти сейчас завершаются конкурсные процедуры, оформляются карты водителей на тахографы. В некоторых пунктах края сейчас работают над лицензиями для муниципальных предприятий на осуществление перевозок.
Вообще машины не получали в Новоалтайске, ЗАТО Сибирском, Хабарском, Солонешенском, Павловском, Егорьевском, Красногорском, Ельцовском и других районах. При этом автопарк в большинстве муниципалитетов не обновлялся уже много лет.
Но не только из-за техники «народные» перевозки внутри районов либо сократились до минимума, либо отсутствуют вовсе. Как говорил губернатор Алтайского края Виктор Томенко на прямой линии 23 ноября, количество внутрирайонных маршрутов за 20 лет уменьшилось в два раза – с 330 до 170. Он признал: власти «потеряли ситуацию». С помощью новых автомобилей положение должно было улучшиться, но получилось это не везде.
Свято место пусто бывает
Кое-где постоянного «извозчика» нет вовсе. Непростая ситуация, например, в Краснощековском районе. Местные чиновники рассказали «Политсибру», что у них нет ни кадров, ни желающих возить людей. Причем, еще с 90-ых годов. Торги устраивают постоянно, однако на них никто не идет. Перевозками занимаются лишь таксисты. Поэтому и «томенковскими» автобусами сразу решили не связываться.
«Если бы мы взяли автобусы, то поставили бы их стоять в ряд. Это не по-хозяйски», – объяснил начальник отдела по ЖКХ и оперативном вопросам местной администрации Владимир Григоренко.
Похожая ситуация и в Усть-Пристанском районе. Там тоже практически нет перевозчиков. В некоторых селах людей возит один частник, но на весь район его никак не хватает. По просьбе жителей власти пытались организовать маршруты, также устраивали торги, но тщетно. Автобус возвращается пустой, маршруты убыточны.
«Жители поднимают вопрос, но когда дело касается перевозок, в транспорт никто не садится», – отметила и.о. заместителя главы администрации района Елена Киткина.
Из-за нерентабельности перевозок пока что нет и в Романовском районе. Там говорят то же самое – жители сел ездят на такси, попутках, с соседями. Автобус, который работал здесь раньше, доставляет людей в определенное место, а вечером, когда он приезжает их забирать, все пассажиры уже уехали на попутках или на другом транспорте. Обратно машина идет пустой, как говорят в администрации района, даже не отбивая трат на бензин.
Романовский район получил от регионального правительства три машины. Но все они простаивают. Власти уже объявили торги и хотят найти перевозчика. Его нет уже более полутора лет, и чиновники уверены, что желающие частники в муниципалитете вряд ли найдутся.
Ищет перевозчиков сейчас и Быстроистокский район, который недавно даже получил претензии от прокуратуры. Ведомство возмутилось тем, что власти района не приняли мер для организации транспортного сообщения между населенными пунктами. Тем самым, чиновники нарушили закон и не организовали перевозки. Теперь через суд районные власти заставили это сделать.
В муниципалитет пришло две газели. До 3 марта идет сбор заявок от потенциальных желающих «сесть за баранку».
Три года назад в муниципалитете нашли подрядчика, он поработал всего полтора месяца, «передумал» и ушел с этой земли. Причина та же, что и везде, – нерентабельность. Купленный тогда автобус для внутримуниципальных маршрутов простоял год, но перевозчика для него найти так и не удалось.
Кто ищет, тот всегда найдет?
Другой вариант решения проблемы – создание и преобразование уже существующих МУПов в районе. Тем более, что во многих муниципалитетах они пока есть.
Так, в том же Быстроистокском районе власти как раз намерены передать транспорт местному МУПу, который занимается теплом и отапливает две котельные. У него на содержании так же находится дорожная сеть района, в сельсоветах работники предприятия чистят снег. Теперь у коммунального предприятия может прибавиться еще один профиль.
В ближайшее время МУП будет получать лицензию на пассажирские перевозки. Вероятнее всего, он и выйдет на маршруты, говорит глава Быстроистокского района Дмитрий Попов. По его словам, частники у них все равно работать не согласятся, потому что клиентов не найдут. На такси-то удобнее.
«Таксист нас подвез, подождал, я вышел и поехал. А автобус надо ждать», – приводит слова местных жителей Попов.
При этом он не знает, почему прокуратура заинтересовалась именно Быстроистоким районом, когда похожая ситуация наблюдается сразу в нескольких муниципалитетах края. То ли контролирующее ведомство хотело простимулировать всех муниципалов на этом примере, то ли просто «обеспечить свои показатели».
Тем не менее, требование прокуратуры в районе обещают выполнить, запустив маршруты в ближайшее время. Пусть и при помощи МУПа.
МУПы стали «спасательным кругом» и для других. Некоторые муниципалитеты такой шаг уже сделали, образовав новые муниципальные предприятия или переформатировав старые.
Например, в Панкрушихинском районе три полученных от правительства автобуса передадут местному районному МУПу (предприятие отвечает за тепло). С 1 марта 2022 года автобусы должны будут выйти на маршрут.
«Три маршрута у нас разыграно и в перспективе идет работа еще по двум. Лицензию предприятие получило еще в прошлом году. Сейчас завершается прием заявок», – рассказал глава района Дмитрий Васильев.
Всего в районе пять маршрутов, и два из них заняты частниками. Они ездят не каждый день, но все-таки не оставляют свои стоять автобусы в гаражах. А те три маршрута, которые отдадут МУПу, не действуют уже несколько лет. Их бросили из-за нерентабельности. Таким образом, подаренные автобусы в Панкрушихинском районе подстегнули реанимировать старые направления.
Новая техника серьезно помогла и Локтевскому району, позволив ему охватить машинами всю свою территорию. И там для перевозок создали специальную организацию. Только не МУП, а МАУ (муниципальное автономное учреждение). Произошло это еще в июле 2019 года, рассказал первый заместитель главы района по ЖКХ и транспорту Сергей Чичикин. До этого в районе работали частники, были постоянные срывы рейсов, люди жаловались на расписание.
Новый формат помог исправить положение. Сейчас созданное с нуля МАУ занимается только автоперевозками. Еще три года назад районные власти закупили несколько автобусов, но из-за их постоянных поломок не получалось обслуживать все населенные пункты. Подаренные алтайским правительством машины позволили наладить ситуацию. С 1 марта автобусы будут ходить уже по всем поселениям.
Предприятие удалось создать с нуля и в Змеиногорском районе, пишет amic.ru. Благодаря нему маршрутами связали 80% населенных пунктов муниципалитете.
Позитивный опыт
В Тальменский район от правительства пришло восемь автобусов, и все их пустили по муниципальным маршрутам. Перевозки осуществляют три частных предприятия и один МУП. Новую технику отправили по старым направлениям, не открывая новые.
По его словам, с вопросом субсидирования перевозок муниципалитетам стоит выходит и на краевой уровень
Однако проблемы в Тальменском и других нашедших перевозчиков районах все те же. Нерентабельность есть и там, просто компании пока что справляются и не уходят. Заместитель по экономическим вопросам тальменской администрации Валентина Борисова говорит, что маршруты все так же неэффективны, и новая техника не привлекла людей, не заставила их предпочесть общественный транспорт такси.
Жителям удобнее поехать с соседом, да автомобилизация захватывает села так же, как и города. Многим не нравится график рейсов, но подстроиться под всех маршрутчикам тоже нельзя. Пока что в Тальменском районе автобусы ездят. Но это только пока. А вот согласятся ли перевозчики работать и дальше, никто не знает. Поэтому угроза их ухода из муниципалитета все-таки существует.
Своими силами
Есть в Алтайском крае и районы, которые решили не получать автобусы от правительства, при этом имея перевозчиков. Например, в Крутихинском районе не отправляли заявку в минтранс потому, что все их внутрирайонные маршруты охвачены «Каменским пассажирским автотранспортным предприятием». В новой технике нет необходимости, говорят в администрации.
В Бийский район автобусы тоже не приходили. Но перевозчиков там сейчас активно ищут. Так, компании там уже имеются на 13 из 16 маршрутов. С 27 февраля основная их часть выйдет на линию. Эти подрядчики предоставляют технику сами, объясняют в администрации. Три оставшихся маршрута пока не востребованы. Компаниям не выгодны условия контракта при действующих тарифах. Однако районные власти все равно продолжат поиски.
Золотые кареты превратятся в тыквы?
В таком случае встает вопрос: что делать с этими невыгодными направлениями? Нужно создавать МУП в каждом районе или договариваться с перевозчиками?
Депутат АКЗС Александр Молотов уверен: проблема не решится без субсидирования маршрутов. По его словам, необходима краевая программа поддержки перевозчиков, и только так вопрос может стать менее острым. Депутат считает, что купить машины – это самое легкое, а пустить их в дело намного сложнее.
«В свое время МУПы позакрывали, и остались только частники. А для них муниципальные перевозки убыточны. Нужны субсидии, а у муниципального бюджета на это денег нет. Вопрос должен решаться на уровне края. Об этом давно говорят, но воз и ныне там», – отметил Молотов.
Автобусы простаивают из-за того, что краевое правительство до сих пор не проработало связанные с внутримуниципальными перевозками вопросы, считает народный избранник. К тому же, чтобы все начало нормально функционировать, нужны деньги. Однако сколько именно, еще нужно считать. Ведь в каждом муниципалитете ситуация разная.
Пока не будет программы субсидирования, перевозчик даже в тех районах, где он есть, может в любой момент отказаться от поездок из-за нерентабельности маршрутов. А это ставит под угрозу нормальную жизнь людей.
О необходимости системного субсидирования рассказал глава регионального исполкома Народного фронта Сергей Войтюк. Без этого, говорит он, трата денег на новую технику, может оказаться бесполезной.
«Нужно, чтобы золотые кареты не превратились в тыквы. Чтобы решить проблему, требуется еще и межведомственное взаимодействие. Пока его нет ни на федеральном, ни на региональном уровне. И я повторю слова губернатора о том, что ситуацию в районах мы упустили», – отмечает Войтюк.
При этом «фронтовик» отмечает, что перевозки все равно останутся убыточными. По его словам, так было и в советское время. И это при том, что в селах тогда пассажиров было куда больше, чем сейчас.
Трудно решить и проблему нехватки персонала. Сейчас, объясняет Войтюк, в районе может быть пять водителей на 10 машин. При этом самому младшему из них более 50 лет.
Выход из этого положения есть, считают в Народном фронте. Ранее общественники предлагали закупать для районов не автобусы среднего класса, а восьмиместные, пятиместные и семиместные микроавтобусы на базе легковых автомобилей. Ими могут управлять водители категории B, что существенно уменьшит дефицит работников, ведь сейчас за руль «маршрутки» могут сесть только те, у кого есть категория D. Да и пассажиропоток в районах позволяет пользоваться как раз автобусами малой вместимости. При такой модели, говорят в Народном фронте, снизятся затраты перевозчиков и потенциальные затраты на субсидирование.
Кроме того, недавно представители ОНФ даже предлагали использовать для перевозки пассажиров школьные автобусы. Как именно это осуществить, общественники не рассказали. Однако, как рассказали amic.ru в алтайском минтрансе, все автобусы должны использоваться по назначению. Правда, в данном случае ситуация обратная: когда автобус для перевозки жителей между селами пытались использовать для других нужд. Как, например, в Романовском районе, где одна «Газель» отдали местному Дому культуры.
Сейчас точных планов на развитие отрасли ведомство не строит. В алтайском минтрансе говорят, что на данный момент главное запустить поступившие автобусы на маршруты и проанализировать результаты их работы. И уже после этого в ведомстве намерены решать, как развивать и поддерживать пассажирские перевозки в районах. Пока же сами муниципалитеты должны будут решать накопившиеся проблемы и если не находить подрядчиков, то самим создавать их.