Одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемых в последнее время не только в среде профессионального сообщества, но и широкой общественностью, это вхождение Алтайского края в программу по созданию регионального опорного вуза. Ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Рудольфовна Лазаренко высказывает свое мнение по этому вопросу.
«Объединять нельзя помиловать» – закон правильно поставленной запятой
Напомню, что создание опорных вузов в регионах является одним из этапов реформы высшего образования, в результате которой бюджетным финансированием будут поддерживаться только три вида вузов. Как мы знаем, на первом этапе были созданы федеральные и национальные исследовательские университеты. Третий вид вузов, претендующих на дополнительную финансовую поддержку государства, это опорные университеты регионального значения, конкурс на создание которых начался в октябре 2015 года.
В оценке инициативы Минобрнауки по укрупнению вузов общественность и эксперты сразу не были единодушны. Уже на первом этапе реформы, при создании федеральных вузов стали видны некоторые её отрицательные последствия. На различных информационных порталах широко представлены аналитические материалы, демонстрирующие показательный пример Южного федерального университета (ЮФУ). Несмотря на все заверения в том, что при его создании не будет сокращения численности студентов, сохранятся все подразделения и кадры, на сегодня количество студентов снизилось с 50 до 30 тысяч, четверть преподавателей и АУП сокращены, ушли старейшие профессора, вместо факультетов созданы направления подготовки и т.д.
«Лучше меньше, да лучше» – спорная истина
На мой взгляд, укрупнение создает больше проблем, чем решает поставленные задач. Если съесть сразу три конфеты, во рту не станет слаще. Также и в случае с вузами: если объединить несколько сильных вузов, этот новый вуз не обязательно будет гарантировать ожидаемое высокое качество образования. Эту мысль высказывал еще в начале реформы высшего образования ректор МГУ Виктор Садовничий: «Если вузы укрупнять, это не значит, что проблема решится. Практика говорит, что есть небольшие вузы, но очень сильные и нужные».
В конце января этого года министр образования и науки Дмитрий Ливанов в рамках «Правительственного часа» в Госдуме признал – «далеко не во всех регионах вузам надо объединяться».
«В интересах развития регионов» – выигрываем или проигрываем
Министерство образования и науки сформулировало цель создания опорных вузов как «концентрация интеллектуального потенциал и создание научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие региона». Итак, реформа нацелена в первую очередь на интересы регионов. В таком случае, имеет смысл поставить вопрос о необходимости опорного вуза Алтайскому краю как такового.
В нашем крае 8 высших учебных заведений, каждый из них имеет свой целевой сегмент в социально-экономическом развитии региона. Найти в этом едином образовательном организме «лишнее звено» проблематично, если не сказать, что невозможно.
Нельзя не учитывать и масштабов региона. При населении в более чем 2 млн. человек и площади 168 тыс. кв.км мы имеем 12 вузов (государственных и негосударственных). Сравним с регионами, участвующими в эксперименте по созданию федеральных и опорных вузов. Например, в Самарской области на территории всего в 53 тыс. кв.км проживает более трех млн. человек и при этом в области функционируют 18 высших учебных заведений. При таких масштабах и плотности населения укрупнение и объединение вузов является оправданным, чего не скажешь об Алтайском крае.
И еще одна говорящая сама за себя цифра: из 39 педагогических вузов России только 11 расположены на огромной территории за Уралом. Вопрос о «лишнем» педвузе отпадает сам собой.
«На золотом крыльце сидели» – кого объединяем
Первоначально в процессе создания регионального опорного университета в Алтайском крае должны были участвовать все вузы региона. Однако довольно оперативно вузы не подведомственные Минобрнауки «сошли» с этого «реформаторского поезда». На заседании рабочей группы по созданию в Алтайском крае опорного вуза начальник отдела взаимодействия с высшими учебными заведениями Главного управления образования и молодежной политики Евгений Кайгородов сообщил, что «Минсельхоз, Минздрав и Минукльт препятствуют вхождению в состав опорных своих вузов. При данных правилах игры, мы можем рассматривать идею создания опорного университета, только с участием трех вузов: АлтГУ, АлтГТУ и АлтГПУ».
В связи с этим обозначу, что в регионах, которые уже участвуют в программе по созданию опорного университета, нет такой практики с участием педагогического вуза. Объединяются в основном вузы смежных профилей. Приведу несколько примеров. В Волгограде в опорный вуз вошли технический и архитектурно-строительный госуниверситеты, аналогичная ситуация в Воронеже и Самаре. Тюменский государственный нефтегазовый университет был создан путем слияния нефтяного технического университета и университета экономики и сервиса. Есть примеры объединения технических и классических университетов (Вятка, Кострома).
Полагаю, что на роль опорного вуза в нашем регионе может претендовать технический вуз. Исходя из основных конкурсных требований технический университет не уступает классическому ни по численности студентов, ни по финансированию, ни по количеству реализуемых образовательных программ. При этом значимость подготовки кадров для региона, его экономического развития и социального благополучия, превосходит классический университет.
«Тонким перышком в тетрадь» – кто будет учить детей
Я убеждена, что вхождение в состав опорного регионального университета педагогического вуза приведет в конечном счете к «размыванию» высшего профессионального педагогического образования, а система общего образования края постепенно будет терять педагогические кадры.
На сегодня выпускники педагогических вузов и колледжей восполняют потребность региона в педагогических кадрах примерно на 60%: на 900 вакантных мест в системе образования эти учебные заведения дают примерно 500 выпускников. При выше обозначенном варианте присоединения педагогическое образование будет постепенно умирать. Количество бюджетных мест будет снижаться и на программы бакалавриата, и на программы магистратуры. Это объективная реальность, поскольку педагогическое образование никогда не было и вряд ли будет ориентировано на прорывные направления развития экономики, не в этом его предназначение. При этом финансирование педобразования будет осуществляться по остаточному принципу, в силу иных стратегических (образовательных, научных, финансовых) приоритетов классического университета.
Это утверждение не голословно, мы имеем негативные примеры. В Кемеровской области еще в 2012 году в результате реорганизации присоединили Кузбасскую педагогическую академию к классическому университету. В результате педагогический вуз стал школой педмастерства, а все педагогическое образование перешло на уровень дополнительного профессионального, и проблемы с педагогическими кадрами в регионе с каждым годом ощущаются все сильнее. Та же участь ждет и Алтайский край.
Рост дефицита педагогических кадров будет проходить в условиях роста рождаемости: численность школьников края к 2018 г. достигнет 268 800 человек, соответственно прирост с 2015 г. составит 16 891 чел., а это примерно 700 классов-комплектов. Вопрос встает ребром – кто будет учить детей?
Вместо послесловия
Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, структурой построения образовательных организаций зависит будущее народа и его духовное и интеллектуальное развитие. Особую миссию в этом процессе несет педагог, а, следовательно, от того каким будет педагогическое образование зависит завтрашний день страны. Убеждена, что педагогическое образование должно сохранять свою автономию. АлтГПУ – социально ориентированный и, без преувеличения, социально ответственный вуз. У нас есть четкий социальный заказ и мы его качественно выполняем.