Алтайские антимонопольщики проводят проверку по факту резкого повышения цен на сливочное масло в регионе, сообщает пресс-служба УФАС.
Рост цен на масло начался с сентября и, по данным на 24 октября, составил 24,7%. Цена выросла с 316,53 рублей до 394,80 рублей за килограмм.
В настоящее время антимонопольщики проводят проверку обоснованности повышения отпускных цен на сливочное масло производителями. Запросы направлены 21 производителю масла в Алтайском крае. Данные должны поступить в управление в середине ноября.
Алтайские эксперты выдвигают две верси скачка цен. Кто-то считает, что во всем виноваты торговые сети, но большинство утверждает, что скачок цен связан с удорожанием молока.
Во всем виноваты ритейлеры?
Председатель правления некоммерческого партнерства «Алтайсоюзмолоко», директор ОАО «Племрепродуктор «Чистюньский» Валерий Деккерт в разговоре с «ПОЛИТСИБРУ» заявил, что в скачке цен виноваты торговые сети.
«Все вопросы к торговым сетям, а не к производителям молока. Сырое молоко подорожало на рубль, а магазины поднимают цены в несколько раз. Их никто не контролирует, они делают страшные наценки», - возмутился Деккерт.
Директор ГК «Киприно», президент Союза сыроделов Алтайского края Денис Зюзин, в свою очередь, считает, что торговые сети тут ни при чем.
«Я думаю, что торговые сети к росту цен не причастны, они продолжают формировать наценку от 10 до 30 процентов, как они и делали это раньше», - рассказал «ПОЛИТСИБРУ» Зюзин.
Молока не хватает
Самая распространенная версия – удорожание молока.
«Растет цена на молоко. Сегодня цена сырого молока базисных кондиций без НДС – 21 рубль 70 копеек за килограмм, а с НДС – 24 рубля. В прошлом году в это время цена была 18 рублей. Рост – четыре рубля за килограмм. А на килограмм масла нужен 21 литр молока. Вот уже 84 рубля плюсом только за сырье. Сегодня в себестоимости килограмма масла 80 процентов составляет сырье», - рассказала в интервью «ПОЛИТСИБРУ» начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина.
Читайте также: Просто, вкусно и полезно. Татьяна Зеленина рассказала об алтайской «пищевке»
По словам Зелениной, исходя из стоимости молока, килограмм масла должен стоить около 400 рублей. Рост цен на молоко, по ее словам, вызван его дефицитом.
«При том, что мы производим молока больше всех в Сибири, его для наших мощностей недостаточно. Наши перерабатывающие мощности значительно больше объемов товарного молока. Поэтому в Алтайском крае очень высокая конкуренция на сырьевом рынке. Из-за этого и закупочная цена на молоко у нас выше, чем в других регионах», - подчеркнула Татьяна Зеленина.
Однако есть и другая точка зрения. Председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС Сергей Серов считает, что скачок цен на сливочное масло, в свою очередь – сезонное явление, и происходит он ежегодно.
«Действительно, цены на сливочное масло поднялись. В осеннее-зимний период традиционно увеличивается цена на молоко. Чтобы произвести килограмм масла, нужен 21 кг молока. Естественно, себестоимость возросла. Растут и другие затраты предприятий. Кроме того, в Новой Зеландии и Аргентине тоже присутствует кризис, а потому поставки пальмового масла на Алтай значительно сократилась. Но все же, хотелось бы заметить, что многие наши головные перерабатывающие предприятия практически не используют пальмовое масло», - рассказал Серов.
Помимо вышеперечисленного, цена на молоко выросла и из-за роста транспортных издержек, заявляет Денис Зюзин.
«Выросли транспортные издержки, потому что сегодня значительную затратную часть занимают перевозки, стоимость которых выросла из-за введения системы «Платон». Введено было ограничение по нагрузке, то есть молоковозы провозят не 30 тонн, а 22 – 24 тонны молока. Молоковозы, которые возили 22 тонны, возят 18 тонн. А это влияет на повышение стоимости. Сегодня за перевозку тонны продукта мы платим больше на 5 - 10 рублей, чем в прошлом году», - заявил собеседник.
Зюзин также добавил, что рост цен на молоко вызван тем, что многие предприятия проиндексировали зарплаты, что также накладывается на стоимость готового продукта.
Еще одним важным фактором роста цен является то, что Белоруссия - основной поставщик сыро-молочной продукции, сыров и масла в Россию (поставляет порядка 30-40% сыров) – тоже повышает стоимость продукта.
«Они тоже хотят видеть рост своей экономики, чтобы она не зависела от субсидий. При этом нужно отметить, что в торговых сетях есть сыры ценой 320, 360, 390, 450, 500 рублей и выше; масло – по 65,70, 80, 90 рублей за 200 грамм. Торговые сети в полном объеме обеспечены продукцией разных ценовых сегментов», - заключил Денис Зюзин.
Предельный максимум
Несмотря на резкий скачок цен, Денис Зюзин уверен, их дальнейший рост может привести к тому, что потребители начнут отказываться от этого продукта.
«И производители, и торговые сети понимают, что рост цен в 30 - 40 процентов это очень серьезно. Надо же еще учитывать покупательскую способность, которая тоже ограничена. Также очень важно, что у человека, приходящего в магазин, остается выбор. Есть масло и за 30, и за 60, и за 120 рублей за пачку. И у каждого из этих продуктов свое качество. У нас любят «кошмарить» покупателей рассказами о пальмовом масле в спредах. Я могу сказать, что там не пальмовое масло, а молочные и растительные жиры в расчете 50 на 50. Растительные жиры - это, по сути, тоже подсолнечное масло, к которому мы все привыкли, только подверженное определенной обработке», - цитирует слова эксперта altapress.ru.
В тоже время эксперт заключает, что в настоящее время цена на сливочное масло в России подошла к своему «разумному» максимуму.
Олеся Пастухова.
Фото: lastday.club
Ссылки по теме
Алтайские антимонопольщики выясняют причины роста цен на сливочное масло
Торговые сети в росте цен на сливочное масло не виноваты - эксперт