В России уменьшился посевной клин зерновых, в Алтайском крае — на 11% за год. При этом урожай ожидается высоким – больше, чем в прошлом году. Аграрии готовятся считать убытки
Алтайский край должен собрать хороший урожай зерна в пику югу России, где случилась сильная засуха. Но это не поможет аграриям региона выйти "в дамки": в целом по стране валовка ожидается большой, что неизбежно приведет к падению закупочных цен. Причем все это происходит на фоне повсеместного урезания посевных площадей под зерновыми. Об актуальных трендах рынка рассказал директор информационно-аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко (Москва) в ходе летнего зернового форума "Зерно Сибири" в Барнауле 12 сентября.
"Это шок"
По словам Владимира Петриченко, один из главных трендов сезона-2025 – повсеместное снижение посевных площадей под зерновыми в пользу более маржинальных масличных культур. Так, в Алтайском крае сократился клин яровой пшеницы и гречихи, что эксперт назвал закономерным в условиях не самой привлекательной цены и давления экспортных пошлин.
Другая примета сезона – "погодные чудеса". В частности, аналитик назвал катастрофой жесточайшую засуху в Ростовской области и на Кубани – последний раз такую фиксировали в 1998 году. Одновременно с этим в регионах Северо-Кавказского округа, например, в Ставрополье, где земледелие всегда было сопряжено с риском, картина складывается благополучная. Рекорды урожайности ставят аграрии Калининградской области. Хороший результат – в Поволжье и других регионах.
Сибирь, по словам Петриченко, "выглядит эксцессом" в пику провалившемуся югу.
"Сибирь демонстрирует рекордную урожайность. И это при том, что посевные площади в целом по России упали на 5%, а в Сибирском федеральном округе – на 10,3 %. На Алтае на 11% снизились. Урожайность великолепная, и если бы не падение посевных площадей, то были бы рекорды по производству зерна. Хорошо это или плохо по конъюнктуре? Наверное, плохо, потому что уже и сейчас цена ниже прошлогодней. Что было бы, если бы и площади сохранились? Цены были бы ниже плинтуса, но это уже другая история", – отметил эксперт.

Но, несмотря на "погодные казни" и сокращение посевных площадей, валовый сбор зерна в стране глава "ПроЗерно" прогнозирует внушительным – 136 млн тонн, что на 10 млн тонн больше прошлогодних показателей. И это без учета новых регионов.
В частности, валовка главной культуры – пшеницы – может составить 88 млн тонн. Беспокойство эксперта вызывает и прогнозируемый "космический урожай" зернобобовых, в частности гороха, что может привести к большим переходящим остаткам.
"Этот взрыв идет уже несколько лет. У меня в расчете – более 5 млн тонн. Самому страшно, честно признаюсь, от таких цифр. Это, как ни крути, 37-39% прироста валового сбора. Это какой-то даже шок, который будет на рынке, и он уже начинает оказывать свое действие, потому что уже видно, как падает в цене горох и все остальные [культуры]", – продолжает эксперт.

В Алтайском крае зернобобовые также должны "выстрелить" – плюс 74% к прошлому году. Пшеницы, по расчетам Петриченко, в регионе соберут порядка 3-3,1 млн тонн.
Исходя из свежих данных с полей, показатели обмолота и урожайности в регионе уже заметно опережают прошлогодние.
"На 11 сентября намолочено более 2,9 млн тонн зерна при урожайности 23,2 ц/га. В прошлом году на текущую дату было намолочено 2,2 млн тонн при урожайности 21,2 ц/га. То есть текущий год в весовом варианте по урожайности выше прошлого года", – сказал глава Алтайпищепрома Александр Большаков.
Относительно спокойной пока выглядит ситуация разве что по гречихе: на фоне охлаждения к ней интереса алтайских аграриев урожай ожидается оптимальным – около 900 тыс. тонн. Этого должно хватить и на экспорт, и для внутреннего потребления. Слухи о том, что в стране может сложиться дефицит гречневой крупы из-за сокращения посевов, сильно преувеличены, отметил эксперт.
Рынок не "проглотит"?
Общемировой аграрный контекст также не способствует хорошей экономике производства зерна: по словам Петриченко, в США, Евросоюзе и Аргентине также ожидается большой урожай. Поэтому главный вопрос – "съест" ли мировой рынок и внутренний потребитель все, что вырастит Россия.
"Исходя из того, что у нас переходящие запасы где-то на 5 млн тонн ниже, чем на старте прошлого сезона, экспортный потенциал, на мой взгляд, вырастает где-то на 5-6 млн тонн. Но это не 10 млн тонн, которые дает [плюсом] общий урожай. При этом потребление, может быть, и поднимется, но весьма и весьма незначительно", – отметил Петриченко.

К примеру, потребление муки внутри страны снижается. Кроме этого, не становится больше "едоков" в животноводстве:
"Промпереработка в целом стабильная, небольшой рост идет по животноводству – извините, но нет серьезных прорывов в поголовье, только по птице. Свиноводство сейчас находится в несколько угнетенном состоянии".
С учетом этих факторов, считает Петриченко, нужно вывезти на 6 млн тонн больше, чем сейчас, но пока темпы экспорта ниже прошлогодних на 35%.
Аналитик отмечает, что торговлю, в частности, тормозят экспортные пошлины, а конкретно – механизм их квотирования, когда для каждого периода в году государство утверждает свои лимиты вывоза зерна с ростом пошлины при их превышении. Это приводит к тому, что в первом полугодии зерно продается по низким ценам.
"По хорошим ценам мы экспортируем во второй половине сезона, когда, извините, и квота низкая, и экспорт маленький. Ребят, мы на кого работаем? На покупателя или на себя, на продавца? Вот в данном случае сработали на покупателя – продали много и дешево, а потом – немножко и чуть-чуть подороже. Вот что такое квотирование – механизм крайне вредный".
В целом затраты на производство зерна, по оценкам Владимира Петриченко, выросли на 30%, и с учетом всех вызовов остро встает вопрос экономической устойчивости аграрных предприятий. Фермеры региона отмечают, что зерновой клин продолжит снижаться.

Цена валится
"Цена не просто снижается – она валится. Буквально две недели назад мы могли продавать горох по 22 рубля за кг, сегодня его уже покупают по 16 рублей. Пшеницу 4-го класса опустили до 9 рублей, 5-й класс – уже 8 рублей. Это с доставкой и НДС. Если мы отнимаем это – остается 5,6-5,7 рубля. Это же вообще никуда не годится! Мы уголь сегодня покупаем по такой цене. Про солярку вообще молчу. Сегодня мы еще не можем себестоимость до конца посчитать – надо до конца "убраться". Но по прошлому году у нас цена реализации была на уровне 10-12 рублей, а себестоимость – 13. То есть каждый центнер пшеницы приносил тысячу рублей убытков. Поэтому мы регулярно снижаем посевы зерновых", – рассказал директор "Алтайской продовольственной компании", известный в крае фермер Александр Балаков.
Ранее "Толк" писал, как из-за экономических вызовов, а также возрастного фактора в крае уменьшается число крестьянских хозяйств.