Эксперты рассказали, сможет ли Барнаул стать краевой туристической столицей

Телеканал, 22:27, 17.01.2022

После закрытия федеральных границ Алтай стал одним из самых популярных туристических направлений в стране, но Барнаул так и не смог стать краевой туристической столицей

Развитие проекта "Барнаул – горнозаводской город" началось в 2015 году. Тогда краевая столица попала в федеральную программу развития туризма. В ее рамках планировали отреставрировать 15 исторических зданий, построить шесть новых гостиниц и 20 общественных объектов.

Туркластер площадью в 170 тысяч гектаров – это девять объектов: Нагорный парк, Сереброплавильный завод, Парк Центрального района, Демидовская площадь и улица Ползунова, Соборная площадь, Московский проспект, Старый рынок с пешеходной улицей, Улица Льва Толстого, а также туркомплекс "Алтай" на острове Помазкин, который так и не был построен.

"Основное финансирование туркластера проходило в 15-19 годы – это около 4 млрд рублей, из которых около 3 – это частные инвестиции. Финансирование проходило не только в рамках федеральной целевой программы развития туризма, но и за счет участия в федеральном проекте формирования комфортной городской среды", – рассказал завотделом по развитию туризма администрации города Александр Барышников.

Попадание в федеральную программу развития туризма, пусть и краткосрочное, подарило городу его новые символы – нагорный парк и набережную. При этом многие объекты горнозаводского кластера неоднократно подвергались критике за непродуманность и растрату бюджетных средств. Несмотря на это, барнаульские историки и экскурсоводы, высоко оценивают туристический потенциал города и продолжают самостоятельно работать над его развитием.

"У нас есть на что посмотреть и что показать. Я с удивлением слушаю отзывы гостей, которые приезжают в наш город. Это жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Они говорят: "Какой у вас красивый город, какой у вас необычный город", а мы, барнаульцы ходим по этим улицам и не очень-то замечаем прелести своего города", – отметил историк Данил Дегтярев.

В последнее время тенденция меняется: историей города – интересуются. Гостей Барнаула привлекают достопримечательности, например, Нагорный парк, а вот горожане отдают предпочтение более локальному туризму. Одна из неизбитых тем – советские барельефы и мозаики.

Мозаику до недавнего времени можно было увидеть в здании речного вокзала, но теперь она демонтирована и, будем надеется, что будет возрождена уже где-то в другом месте. Это была самая большая флорентийская мозаика в нашей стране, площадью почти 50 кв. метров. Её сделали из поделочных камней добытых здесь на Алтае.

Другим мозаикам повезло больше – их можно увидеть и сегодня. Панно "Знамя революции" на здании ФСБ: в 1983 году его создали художники Вышивалов и Янтарёв. В 1976 году появилось "Небо родины" автора Льва Шмидта. В 1979 году панно "Дары Алтая Родине" создал Яков Скрипков.

При этом, по словам экспертов, мозаики – это еще не все, вокруг чего можно выстроить экскурсионный маршрут. Несколько лет назад у барнаульцев были не менее востребованы экскурсии по городским окраинам: микрорайону ВРЗ, нагорной части Барнаула или улице Анатолия, так называемой, заячьей слободе. Именно ее некоторые экскурсоводы считают своей любимой локацией.

"Людей, которых переселяли за Урал, называли зайцами. Еще в царское время на этой улице селились люди, которые получали землю бесплатно или почти бесплатно. Это была самая бедная часть города. Этот район очень богат историей. Там находятся первая городская метеостанция, самая старая уцелевшая школа, Покровский собор, дом Топорова и еще много всяких разных мест, о чем интересно рассказывать людям", – подчеркнул экскурсовод Антон Кокорин.

Особенно, по словам эксперта, выделяется Покровский собор. Здание из красного кирпича в русско-византийском стиле построили на частные пожертвования в начале прошлого века на месте старой деревянной церкви.

"Люди, которые там рисовали иконы, не умели их рисовать. Они брали и срисовывали настоящие картины, то есть, когда вы придете в Покровскую церковь, вы увидите там картины известных художников. Это уникально", – добавил Антон Кокорин.

При этом экскурсовод отметил, что от исторической части улицы Анатолия может ничего не остаться. Её застраивают многоэтажками, а частный сектор – сносят. Через несколько лет город может потерять свою самую деревянную улицу и интереснейший туристический маршрут. Однако при должном подходе к строительству ценными для истории города могут стать и новые районы.

"Барнаул – это не только исторический центр, но и новые районы. Сейчас их строят не абы как, лишь бы квадратные метры сделать и по-быстрому населить людей. Кварталы стараются делать особенными, приглашать каких-то уникальных архитекторов. И новый Барнаул появляется на наших глазах", – рассказал журналист Илья Кочетков.

По его словам, через 50-70 лет эти районы станут частью экскурсий. Так сейчас исторический потенциал приобрели позднесоветские типовые микрорайоны, которые строили, чтобы быстро обеспечить людей жильем: Поток, Клён, Черемушки.

"Первый такой тестовый район построили в местечке Черемушки под Москвой. Потом, где бы эти дома ни возникали, их везде стали называть Черемушками – старыми, новыми и так далее", – объяснил Илья Кочетков.

Несмотря на все достопримечательности, не все эксперты считают Барнаул туристически привлекательным городом в масштабах страны. Так, по словам арт-критика Вадима Климова, на данный момент краевая столица может быть интересна лишь самим жителям Алтайского края.

"С годами Барнаул все менее становится привлекательным, потому что акценты сдвигаются в сторону экологического отдыха в горах или в курортных зонах. Для этого государство и правительство региона сделали очень много. Они перенесли этот самый акцент на Белокуриху и Горный Алтай, поэтому Барнаул перестал быть даже транзитным городом", – подчеркнул арт-критик Вадим Климов.

Арт-критик отметил, что виноваты в этом городской комитет по туризму и краевое министерство. Чтобы исправить ситуацию, по его мнению, нужно создать якорный объект. Им могла бы стать территория бывшей спички и сереброплавильного завода.

"Территория бывшего сереброплавильного завода – это частная собственность. Там есть объекты, которые отнесли к культурному наследию. Это накладывает ограничения на их использование. Собственник должен согласно охранному обязательству их восстановить. В 2020 году утвердили охранные зоны около зданий сереброплавильного завода", – объяснил завотделом по развитию туризма города Александр Барышников.

Эксперты предлагают ещё один вариант – интегрировать нашу историю в мировой контекст. Это значит, строить маршрут вокруг известного персонажа. Здесь наиболее подходящая личность – Фёдор Достоевский. Но в мэрии сделали акцент на другом – звании Барнаула "Город трудовой доблести". В рамках этого на эвакуированные в войну заводы организуют школьные экскурсии и делают аудио-гид по местам, связанным с Великой Отечественной войной.

"Если говорить про сегодняшнее положение Барнаула, то, он отстает в продвижении себя как туристического центра как минимум на федеральной повестке и, я бы сказал, на макрорегиональном уровне, потому что мы сегодня слышим очень мало медийных сигналов о городе и о его туристическом потенциале", – заявил эксперт международной программы развития ООН Константин Гаранин.

Но скоро ситуация может поменяться. В мэрии планируют разработать мастер-план и дизайн-код для участия Барнаула в федеральных конкурсах. На это выделили почти 15 млн рублей. В ведомстве заверили, что при формировании заявки учтут мнение жителей о границах и функционале турцентра. Если Барнаул отметят в федерации, будет решаться, какое направление туризма и какой класс туристов хотят видеть в городе.

Лента новостей