Тепломагистраль у Нового рынка запустят к старту отопительного сезона
Около 35 тысяч жителей Барнаула в предстоящем отопительном сезоне будут получать тепло по уже новым магистралям, которые построят в результате реконструкции путепровода через железнодорожные пути около Нового рынка. Уже сейчас там поставили сваи и готовят "подушку" для новых трубопроводов, которые планируют полностью сделать и включить в центральную систему отопления к старту сезона.
От тепломагистрали, проходящей вдоль путепровода у Нового рынка, зависит теплоснабжение 568 домов города – жилых, а также административных, сообщили "Толку" в Сибирской генерирующей компании (СГК), занимающейся теплоснабжением в Барнауле. Что планируется сделатьНа участке вдоль моста проходили две крупные тепломагистрали – М-21 и М-22, они ведут теплоноситель от Барнаульской ТЭЦ-2 в центр города. И здесь же расположен отрезок квартальной теплосети около дома по адресу: проспект Ленина, 104. Эти-то объекты и предстоит реконструировать вместе с путепроводом, но в более сжатые сроки.
Как ранее сообщали в СГК, до начала отопительного периода планируется отремонтировать 590 метров трубопроводов. Из них:
160 метров – диаметром 1 тыс. миллиметров (крупная магистральная труба), 253 метра – 700 миллиметров, 121 метр – 300 миллиметров, 107 метров – 600 миллиметров.Трубопроводы на протяжении 257 метров будут "зачехлять" в специальные футляры – это необходимо делать по нормативам в тех случаях, когда инженерные коммуникации пересекают железнодорожные пути.
На одном из участков тепломагистрали – там, где диаметр трубопровода будет составлять 1 тыс. миллиметров, – смонтируют временную П-образную "арку" из трубы, чтобы к площадке, где будут монтировать опоры моста, мог подъезжать технологический транспорт.
То есть с инженерной точки зрения это сложный объект, подчеркивают эксперты. Однако подрядчик уверен, что все этапы работы будут проведены качественно и в срок. Специалисты СГК также будут контролировать каждый этап работ: и сроки, и качество исполнения, заверили в компании.
Стоимость реконструкции теплосетей при ремонте восьмипролетного путепровода составит свыше 30 млн рублей. Будут ли дополнительные отключения горячей водыДлительное время отключений потребители почувствовали одинаково со всеми другими жителями города – в традиционные летние периоды ограничений на время "опрессовки" сетей. Скажем, для тех, кто "подпитывается" от ТЭЦ-2, время отключения горячей воды завершилось 25 июля. Потребителям от ТЭЦ-3 предстоит еще один короткий период – 22-25 августа.
Никаких дополнительных продолжительных ограничений не предполагается, так как все дома переподключены к мощностям ТЭЦ-3, и их точно достаточно, заверяли в СГК.
Однако потребность в кратковременных отключениях может возникать для врезки временных коммуникаций или во время запуска новых трубопроводов. Но они будут непродолжительными.
Что сделано уже сейчасК началу июня рабочие демонтировали прежнюю тепломагистраль, рассказывал Николай Данилин, руководитель компании "Барнаульское ДСУ-4" – подрядчика, осуществляющего реконструкцию путепровода. Специалисты поставили заглушки на трубах.
В середине июля началась установка четырех опор тепловой сети, состоящей из 18 буронабивных свай диаметром 800 миллиметров каждая.
Подрядчик объяснял технологию: сначала бурили грунт на 10 метров, в него погружали пространственный арматурный каркас, который затем бетонировали. На опоры "положат" железобетонный монолитный ростверк – своего рода основу под сам трубопровод.
27 июля в администрации Барнаула сообщили, что установка опор полностью завершена.
Субподрядчиком, который занимается строительством именно новой теплосети, является компания "СТЭК". Она работала уже на многих объектах в Барнауле и регулярно ремонтирует тепломагистрали в столице края, в том числе в качестве подрядчика у Сибирской генерирующей компании. Например, в этом году специалисты "СТЭК" перекладывают теплосети на пересечении улиц Малахова и Германа Титова, сообщал официальный телеграм-канал СГК.
Когда планируется завершить работыЕсли срок завершения полной реконструкции путепровода – осень 2023 года, то теплосети планируется построить и запустить в эксплуатацию уже к старту отопительного сезона 2022 года, неоднократно подчеркивали в мэрии Барнаула.
И если сроки завершения промежуточных работ по ремонту моста еще как-то могут менять, реагируя на обстоятельства, то в вопросе теплоснабжения никаких корректировок быть не может.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, прописанному в документации, завершение мероприятий на тепловых сетях будет разбито на два этапа: до 1 сентября 2022 года (произведут львиный объем, необходимый для запуска сети) и до 1 ноября.
Тепло в дома потребителей пойдет вовремя уже по новым трубам — в те же сроки, что и у других жителей Барнаула.
Традиционно старт отопительного периода назначается на 15 сентября. Однако это дата, к которой все системы теплоснабжения должны быть абсолютно готовы. Фактически же отопительный период начинается каждый год в разные даты, исходя из фактической погоды на улице, а именно спустя трое суток, в которые среднесуточная температура держится на уровне не выше 8 градусов Цельсия.
36,5 км теплосетей планирует заменить, отремонтировать и модернизировать СГК в 2022 году в Барнауле. Основной упор сделан на замене магистральных трубопроводов, от состояния которых зависит теплоснабжение целых микрорайонов. Специалисты намерены переложить 27 участков труб большого диаметра общей протяженностью 7,1 километра. На внутриквартальных теплосетях обновят 29 участков общей протяженностью 12,8 километра. Также заменят оборудование на 45 центральных тепловых пунктах. Общий объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей. Какие еще сети переносили из-за ремонта путепроводаПрактически все возможные коммуникации проходили вдоль моста: и водоснабжения, и связи, и электроснабжения, а также контактная сеть общественного электротранспорта.
Так, еще на старте реконструкции гендиректор компании "Росводоканал Барнаул" Андрей Полюго рассказывал, что под путепроводом проходит труба диаметром 250 миллиметров. Перед ее демонтажем потребителей также переключили к другому, альтернативному, трубопроводу.
С моста убрали все контактные сети, обеспечивавшие движение трамваев и троллейбусов. Для решения вопросов логистики по обе стороны от путепровода построили разворотные кольца для трамваев. Для этого "протянули" 230 метров, по сути, новой контактной сети.
Кроме того, километры кабелей проходили вдоль тротуаров старого моста. Подрядчик переподключил их все, вынеся за территорию строительства.
"Было много переносов коммуникаций, и каждый необходимо было согласовать с собственником именно по тому графику, который он предоставит", – рассказывал "Толку" Николай Данилин.
Этот процесс значительно повлиял на сроки демонтажа путепровода – до окончания этих процедур и работ подрядчик не мог полностью разобрать конструкции самого моста. Однако сейчас этот этап завершен.
"Теперь нас ничего не держит", – сказал Николай Данилин. Однако оговорился, что ограничения по разбору оставшихся пролетов все же сохраняются, но они связаны уже с теми технологическими "окнами", которые подрядчику дает РЖД – проводить работы непосредственно над железнодорожным полотном можно будет только несколько часов в ночное время, когда здесь не ходят составы.
Планируется, что таких технологически окон будет более 50. Большая часть "уйдет" на демонтаж пролетных строений и опор. Остальные используют для строительства уже новых путепроводов.
Ранее в компании-подрядчике рассказывали, что у нее есть опыт работы в условиях технологических окон. Например, при работе на путепроводе через железнодорожные пути в Новоалтайске.
"Технология для нас не новая. Мы в курсе всех нюансов и требований РЖД", – подчеркивал руководитель.
Еще на старте работ Николай Данилин подчеркивал: все участники процесса понимали, что их ждет командная работа.
"Алтайское отделение РЖД, "Горсвет", "Горэлетротранс", Теплосетевая компания с нами всегда на связи и готовы оперативно решать любые вопросы без лишней волокиты", – говорил руководитель компании-подрядчика. По его словам, в успешном завершении строительства также заинтересованы администрация города и правительство Алтайского края.
На какие деньги ведутся работы и хватит ли ихСредства на масштабную реконструкцию путепровода Барнаул получил по федеральному инфраструктурному бюджетному кредиту. Это сравнительно новый инструмент поддержки регионов. Наибольшие шансы воспользоваться им имели те из них, что вели взвешенную бюджетную политику, проще говоря, жили по средствам и не копили долги. Алтайский край по этому критерию – один из лучших в стране, и поэтому получил одобрение на получение инфраструктурных кредитов по всем заявленным проектам, в том числе на ремонт путепровода у Нового рынка.
Изначально на реконструкцию планировалось выделить почти 1,7 млрд рублей. Однако с момента утверждения сметы до начала работ значительно выросли цены на многие строительные материалы, а также на металл. В связи с этим компания-подрядчик и администрация города совместно подготовили изменения в смету, воспользовавшись правом, данным государством, на пересчет затрат до 30% от общей стоимости.
В результате, сообщал недавно "Вечерний Барнаул", объем средств, выделенных на реконструкцию путепровода, вырос до 2,057 млрд рублей.
Первый транш подрядчик получил уже в конце мая – 507 млн рублей. Из них более 200 млн рублей направили в качестве предоплаты поставщику металлоконструкций для строительства путепровода. Их произведут на предприятии "Тюменьстальмост" – на осень, скорее всего, на октябрь запланирован старт поставок в Барнаул около 1,1 тыс. тонн продукции.
На остальные средства подрядчик в том числе приобрел значительный объем строительных материалов.
"Пока тенденций к росту стоимости стройматериалов я не вижу. Тем не менее хотелось бы подстраховаться, чтобы никакие экономические изменения никак не отразились ни на смете, ни на сроках исполнения контракта", – объяснял решение Николай Данилин.
В будущем в столице края на деньги инфраструктурного бюджетного кредита планируется реализовать еще один масштабный проект в сфере дорожного строительства – строительство дорожной развязки на Змеиногорском тракте. Она, по словам министра транспорта Алтайского края Антона Воронова, надолго позволит исключить образование пробок на данном участке. Сейчас нагрузка в этом месте составляет 38 тыс. авто в сутки, а развязка позволит пропускать около 60 тыс. Почему не ремонтировать мост было нельзяПутепроводов у Нового рынка построили еще в начале 1960-х годов. В 2016-м обследование объекта показало, что в бетонных опорах появились первые трещины. Эксперты тогда предупредили, что отрицательная динамика будет только нарастать и разрушения несущих конструкций продолжатся.
В администрации города подготовили проект реконструкции, его корректировки завершились в середине 2021 года, а в марте 2022-го госэкспертиза выдала положительные заключения. Новый путепровод, согласно проекту, должен будет прослужить свыше 100 лет.
Старт демонтажных работ показал всю актуальность реконструкции – разрушения в конструкциях оказались даже сильнее, чем предполагалось. Об это рассказывал Николай Данилин. По его словам, мост находился в плачевном состоянии и последствия его дальнейшей эксплуатации было сложно даже представить.
Еще в мае он констатировал: разрушения видны невооруженным взглядом – "балки и пролетные строения в ужасном состоянии и буквально осыпаются". К тому же мост испытывал постоянную вибрацию и высокие нагрузки – автомобильный трафик с советских времен вырос кратно.
"До сих пор звучат вопросы, действительно ли путепровод был аварийным. Вы просто не понимаете, в каком он сейчас состоянии!" – говорил глава подрядной организации на дискуссинном клубе "Точка зрения" в Сибирской медиагруппе.
Данилин настаивал, что барнаульцы "должны радоваться тому, что появилась возможность построить новый путепровод".
Он рассказал, что когда рабочие начали разбирать конструкции, то возник риск, что мост просто начнет "складываться". "Когда мы увидели, какие разрушения скрываются внутри, была даже мысль частично ограничить передвижение рабочих по мосту", – рассказал директор Барнаульского ДСУ-4.
"Поэтому всем, кто рассуждает о проработанности проекта и прочем, я бы посоветовал задуматься, что лучше: закрыть мост на полтора года или навсегда?" – резюмировал эксперт.
Как будут строить новый путепроводПрежний восьмипролетный путепровод был выполнен из железобетона: и опоры, и пролетные строения. Новый мост будет состоять из трех пролетов. Его построят из металлоконструкций, поверх которых лягут железобетонные (так называемые ортотропные) плиты.
Осенью, с началом поставок металлоконструкций, необходимых для строительства, подрядчик выстроит график монтажа "свежих" пролетов.
Сборка будут осуществлять путем надвижки. По этой технологии пролеты путепровода станут буквально надвигать между его опорами, которых будет четыре. На три из них придется по 20 свай глубиной от 14 до 16 метров, а одну из опор построят на мелкозаглубленном фундаменте, рассказывали в компании-подрядчике.
При устройстве свай проведут дополнительное укрепление грунта по технологии инъектирования цементом.
Опоры будут похожи на те, что сегодня возвели для тепломагистрали, однако те, что станут "держать" мост, будут вдвое больше по диаметру – по полтора метра каждая – и в четыре раза больше по площади.
Монтаж пролетных строений нового путепровода планируется завершить в первом квартале следующего года, во всяком случае стоит такая задача.
Новый мост, напомним, будет шире старого – с каждой стороны от трамвайных путей добавится еще по одной полосе движения. Нагрузка на конструкции, соответственно, заметно усилится. Но этот фактор инженеры учли при проектировании. В расчет брались максимально возможные показатели трафика автомобильного и общественного транспорта.
"Нормативный срок эксплуатации несущих конструкций составит не менее 100 лет", – рассказывал Денис Попрядухин, заместитель директора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ-4.
Эксперт, однако, добавлял, что объект в процессе эксплуатацию все равно будет требовать дополнительной заботы: чтобы он дольше служил, потребуется проводить плановые ремонты дорожного покрытия, деформационных швов, красить металлические конструкции и т. д.
Так или иначе, до 30 ноября 2023 года новый путепровод у Нового рынка планируют полностью запустить. Он значительно расширит это "узкое горлышко" в транспортной системе города, которая с трудом справляется с возрастающей нагрузкой.
Да, барнаульцы сегодня испытывают больше затруднений с передвижением по городу, однако власти предусмотрели ряд мер, чтобы облегчить ситуацию на дорогах. Напомним, по обе стороны моста построили разворотные кольца для трамваев: чтобы перейти от одного к другому по специально проложенному маршруту, требуется не больше 10-15 минут.
На магистралях, где повысилась нагрузка, специально организованы выделенные полосы для общественного транспорта. Сотрудники ГИБДД регулярно отслеживают соблюдение правил на них. На улицах Челюскинцв и Советской Армии установлены ограждения на ряде участков, чтобы автомобили не заезжали на трамвайные пути, – это ускоряет движение вагонов по маршрутам. Также отлажены режимы работы светофоров.