15 причалов и сеть речных трамваев. В Барнауле будут развивать водный транспорт
В новой версии барнаульского генплана появятся перспективные объекты водного транспорта. Предполагается как строительство новых причалов, перевалок, стоянок судов, так и реконструкция существующих. Эти вопросы обсудили 16 февраля в мэрии на заседании рабочей группы по подготовке поправок в генплан. Мероприятие было посвящено вопросам развития речного транспорта.
Собравшиеся рассмотрели каждый существующий и перспективный водный объект в Барнауле. Прежде всего были примерно обозначены функциональные зоны этих территорий, которые в последующем позволят разместить те или иные инженерно-технические сооружения. Также, эксперты определились с тем, какие именно объекты там будут.
Свои предложения по видеосвязи озвучил заместитель гендиректора компании "Гипрогор" Сергей Бычков (Санкт-Петербург). Именно эта компания выступает подрядчиком на разработку генплана Барнаула. Докладчик отметил, что в своей практике впервые встречает такое внимательное отношение к водному транспорту.
ПомазкинПервый из предложенных объектов – место зимней стоянки флота в районе острова Помазкин. Поскольку это новая территория (ныне пустующая), то на нее придется разрабатывать планировочную документацию. Затем необходимо создать сооружение с нуля и обеспечить его подъездными путями, пояснил Бычков.
У вице-мэра Барнаула Андрея Федорова возник вопрос, почему авторы предлагают площадь именно 8,8 га. На что специалисты ответили: у них пока нет понимания, в каких площадях нуждается город. Профильные службы должны подготовить им более конкретные технические задания с показателями и обоснованиями.
Также собравшиеся обсудили эстетический облик данного сооружения. Одних перспектива такого пейзажа на всю зиму немного смутила, другие, наоборот, выразили мнение, что это подчеркнет статус города на реке и развитую портовую инфраструктуру. К тому же других вариантов размещения такого объекта пока не нашлось.
"А если мы созреем для освоения правобережья и протяженной набережной вдоль реки, не помешает ли этот объект теоретически ее разместить, чтобы не пришлось ее разрывать?" – задался вопросом Андрей Федоров.
На это Сергей Бычков напомнил о принципе верхних набережных, когда внизу можно организовать пляжи летом, катки зимой, а вверху по границе селитебной территории на объездной дороге сделать променад.
"Такие решения существуют в России (в Ульяновске, Владивостоке). Люди из жилой застройки гуляют, видят водную поверхность, но могут спуститься вниз на развлекательную территорию. На последующих стадиях развития проекта организацию такого пространства можно решить", – добавил Сергей Бычков.
В результате для дальнейшей проработки в генплане члены рабочей группы решили определить функциональную зону этой территории, уточнить границы городских лесов.
Перевалка грузовВторой объект – перевалка грузов с водного на автомобильный транспорт (ближе к старому мосту). Здесь должны появиться намывные территории для выравнивания береговой линии, чтоб сформировать прямоугольную форму, считают авторы.
"Вдоль реки есть одна действующая площадка, там идут перевалы грузов. А вторую – перпендикулярную ей – мы уже оформили с городом, как склад песка. И хотели бы, чтобы в перспективе она была отзонирована, подготовлена для подвода водного транспорта", – пояснил начальник филиала ФБУ "Администрация обского бассейна внутренних водных путей" Александр Чуприн.
Еще одна перевалка грузов с водного на автомобильный транспорт предложена за старым мостом в районе протоки Старая Обь. Это будет реконструкция существующего полуразрушенного неэксплуатируемого причала.
Разработчики задались вопросом, как подвести сюда дороги. На этой территории тоже есть леса, что не позволит развивать водно-транспортный объект, пока их не выведут из соответствующей зоны. Поэтому Андрей Федоров предложил решить сначала этот вопрос.
ВосточныйМасштабным проектом должна стать реконструкция порта в районе поселка Восточный. Генпланисты попросили обозначить перспективы развития этого сооружения и его возможное расширение. Но предупредили о территориальных ограничениях – существующая площадка в 16,4 га с одной стороны зажата малоэтажной жилой застройкой.
Сергей Бычков не исключил, что по федеральной программе этот объект может стать мультимодальным центром. В этом случае может измениться его функция (перевозка контейнеров, растаможка грузов и т. д). Соответственно, потребуется расширение. И в генплане это обязательно нужно предусмотреть сразу.
"Порт "Восточный" в 2015 году реанимирован, до этого все краны были сданы на металлолом. Теперь портовая инфраструктура восстанавливается. В рамках нацпроекта по дорогам смонтирована площадка для весогабаритного контроля и построена автомобильная дорога. Сегодня это основная точка, приходящего в Барнаул со стороны реки инерта для стройиндустрии и дорожной отрасли. Эти грузы переведены с автомобильных дорог на водный транспорт. В прошлом году их объем только на этом порту вырос до 450 тыс. тонн. И учитывая то, что ближайший выезд в промзону находится рядом, это удачное место", – выступил замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин.
Чуприн напомнил, что исторически порт был в два раза больше, а перевалка грузов достигала порядка 3 млн тонн в советские времена. И если власти стремятся к этим же объемам, то однозначно надо рассматривать развитие и расширение. Другие эксперты отметили, что рядом есть промышленные площадки, за счет которых можно увеличить порт и не придется сносить частный сектор.
Участники заявили о необходимости подготовки обоснования для порта "Восточный" со стороны собственников и профильных ведомств. Может потребоваться и проект планировки, решений по технологическому развитию объекта. Тогда будет ясно, хватает ли ему нынешней территории, отметил Бычков.
Зерновые грузыНе менее важным проектом должно стать возобновление перевозки зерновых сыпучих грузов. Площадку для этого предусмотрели напротив элеватора. Здесь существует причальная стенка, хоть и достаточно изношенная, также есть возможность для подхода барж и засыпки зерна.
Коровин предложил тоже реанимировать эту площадку. Он считает ее очень перспективной и не только для зерновых грузов.
"У нас есть интерес к перевалке масла для Ханты-Мансийска и Ямало-Ненецкого автономного округа. Но пока для этого нет контейнеров в необходимых количествах. А на перспективу мы может быть вернемся к расширению номенклатуры", – отметил он.
Вместе с тем разработчики генплана предложили сохранить флот на острове Побочень. Там сейчас осуществляется ремонт и обслуживание судов. А вот в основании ковша, где когда-то была база судов, решили ничего не восстанавливать. Тем более, на эту акваторию уже есть другие планы.
"В основании ковша есть строительный мусор, это место небезопасно для флота. Здесь уже активно ведется жилая застройка. Интересы нашего речного транспорта от причальной стенки элеватора. Это то, что может принести пользу. Интересы города – до этой причальной стенки развивать жилую высотную застройку. Водный транспорт это устраивает, если не будет продолжаться дальше экспансия и выдавливание ремонтных баз", – отметил Чуприн.
Поскольку территория ковша сегодня не используется для речного судоходства, власти рассматривают здесь создание искусственного земельного участка, чтобы разместить в том числе школы и детские сады, которых так не хватает в центральной части города.
Яхты и лодкиТакже генпланисты предусмотрели сохранение причалов в Затоне, где базируется барнаульский речной флот, речной порт, пассажирские суда, баржи.
"Весь флот на отстое находится там. Территория для транспорта маленькая, все остальное – зона отдыха и развлечений. Перспектив для развития на ближайшее время я не вижу, не говоря уже о площадках под ремонт и еще что-то. В ближайшие 5-10 лет ничего не изменится. Мы планируем там остаться. В период паводка транспорт используется для вывоза людей, скота на другие территории. Все водные объекты оформлены в пользование, но земли там нет по факту", – говорит гендиректор "Барнаульского речного порта" Александр Крук.
Пока участники предложили сохранить здесь функциональную зону коммунальной инфраструктуры и направить уточняющие материалы генпланистам.
Также, докладчик перечислил места стоянки маломерных, спортивных, парусных, прогулочных судов. В их числе – три лодочные станции (на южной части порта "Восточный" и полуострове Побочень), два яхт-клуба ("Заречье" и "Самара)" и спортивный комплекс "Первый" в Затоне.
В единичных случаях мелкие и частные причалы, которые уже давно не используются, тоже решили убрать из генплана.
Для пассажировЭксперты отдельно обсудили и речной пассажирский причал, который был и остается в районе пл. Баварина. Однако, его территория теперь сократилась, какую-то часть займет новая набережная.
"Там сейчас есть маленький пассажирский причал, которого на сегодняшний день хватает. Мы, конечно, можем его увеличить, поставив еще один причал, но он пока не требуется. Сейчас надо сохранить этот объект, потому что у нас другого выхода к реке на пассажирский флот нет", – отметил Крук.
В результате было решено оставить здесь нынешнюю функциональную зону (общественно-деловую). Также разработчики попросили профильные ведомства помочь проработать новые границы существующего водного объекта для включения в генплан. Вице-мэр подчеркнул: речи о том, чтобы убирать оттуда причал, не идет.
Вместе с тем для пассажиров предложили рассмотреть развитие сети речных трамвайчиков. Александр Крук отметил, что в Барнауле они есть, но на перспективу можно заложить еще несколько пунктов их посадки-высадки. Теоретически они могут связать пляж, гребной канал, набережные и другие рекреационные зоны, в том числе и те, что появятся на правом берегу в будущем.
"Генплан мы разрабатываем до 2040 года, поэтому считаем целесообразным показать не только существующее положение, но и заложить перспективу развития данного вида транспорта на будущее. Это важно для города", – резюмировал Бычков.