Аврал и кошмар здесь: как сбылись весенние пророчества реаниматолога из Барнаула
В начале апреля на вопрос "к чему вы готовитесь?" завотделением горбольницы № 5 (РТП) Барнаула Евгений Коростелев сказал: "Реально готовимся к войне. Возможно, придется "под танк ложиться"”. Тогда это произвело эффект "бомбы". "Толк" упрекали в нагнетании. Сегодня его слова — просто пророчество. А некоторые другие высказывания выглядят даже немного наивными. "Толк" вспомнил некоторые его прогнозы и сравнил с осенними реалиями.
1. "Надо быть готовым к худшему. Лучше, конечно, пусть оно обойдется. Но я думаю, нам не избежать "военного" сценария”, – сказал весной Коростелев, когда в крае зарегистрировали первые случаи.
Сегодня военной обстановку называет уже губернатор Виктор Томенко:
"Я бы сравнил обстановку сегодняшнего дня, по сути дела, с военной. Постоянные вирусные атаки, постоянное увеличение количества пострадавших, количества заболевших, тех, кому требуется помощь". Глава региона 19 октября призвал "весь тыл, весь основной край" мобилизоваться, чтобы в здравоохранении "обстановка складывалась хорошо".
2. "Не боятся только дураки. Знаете такую поговорку? <...> Мы сами не можем понять, как механизм сработает при аврале, если он начнется. Что будет, когда начнется массовое поступление тяжелых больных? <...> Мы такого не проходили. Это будет первый раз”.
Сегодня аврал. Власти уже развернули более 4,8 тысячи коек в 24 ковидных госпиталях, и они на конец прошлой недели были заполнены на 90%. В новоалтайском госпитале на 22 октября мест не было вообще. В Заринске открывать госпиталь помогал бизнес, так как дефицит мест в стационарах острейший.
В Барнауле планируется развернуть госпиталь в ТЦ "Геомаркет", то есть в немедицинском учреждении — на 1 тысячу коек. Потому что резервы барнаульских больниц, которые не могут оставить население без экстренной помощи по неинфекционным заболеваниям, на пределе.
Большинство тех, кто лежит в госпиталях, находятся в среднетяжелом или тяжелом состоянии, больше половины коек подключены к кислороду. 143 человека "дышат" с помощью ИВЛ.
В РТП на 23 октября лежали 511 человек: 318 – с подтвержденным коронавирусом, 191 – с вирусными пневмониями, 2 – с другими заболеваниями. Поскольку РТП является базовым госпиталем, сюда госпитализируют только тяжелых пациентов.
3. "Допустим, мы сможем развернуть госпиталь на 300 пациентов. <...> Понадобится 50 анестезиологов. Это при худшем развитии событий. Если все койки будут заняты тяжелыми больными, то получается, что в смену должны работать 50 врачей", – считал доктор на старте пандемии.
Сейчас в больнице РТП, по данным минздрава региона, работает 41 реаниматолог. Однако этот стационар — как базовый — является едва ли не самым обеспеченным в крае: кадрами, оборудованием, лекарствами и т. д. Пациенты неоднократно говорили о том, что здесь им оказывают полноценную помощь, особенно на контрасте с некоторыми другими ковидными госпиталями.
4. "Если нарастает дыхательная недостаточность, присоединяется пневмония, то однозначно человек попадает в блок интенсивной терапии”, – говорил Коростелев в апреле.
Сейчас десятки, если не сотни людей с подтвержденными вирусными пневмониями лечатся дома, с высокой температурой (до 40 градусов), кашлем и серьезной одышкой. Многих "скорая" отказывается госпитализировать со словами "нет мест". Увозят только тех, у кого крайне низкое насыщение крови кислородом (так называемая сатурация) или почти критическое состояние. Ковидные госпитали, особенно в крупных городах, оказались не готовы в аврале принять всех.
5. На вопрос, не сложится ли такая ситуация, что придется выбирать, какого пациента спасать, реаниматолог сказал, что для этого случая должен быть какой-то алгоритм — как и во всем мире. "В Италии 100% такая команда есть: спасать того, у кого больше шансов выжить. Между пациентами 50 лет и 30 лет выберут последнего. У нас если будет завал, наступит кошмар".
Врачи-реаниматологи ковидного госпиталя в РТП рассказывали телеканалу "Толк", что стараются спасти каждого, со многими работают по месяцу, пытаясь вытащить. Получается не всегда. Но ни о какой приоритетности, во всяком случае в публичном пространстве, речи не идет.
"Я ей даю бумажку, ручку, она мне пишет все свои переживания, я ее успокаиваю. Обычно пациенты пишут, что они вот вторую неделю на ИВЛ, есть ли шансы… Пытаешься приободрить", – рассказал Владимир Пашкевич, реаниматолог больницы РТП.
Однако сегодня уверенно можно говорить о росте смертности пациентов с ковидом — от месяца к месяцу. Если в самом начале пандемии большинство заразившихся "проживали" болезнь бессимптомно или легко, то сейчас у большей части осложнения.