Некоторые предприятия Алтайского края с уходом западных компаний вышли на рынки и заказчиков, до которых раньше не могли "дотянуться"
Санкции, перебои в импортных поставках и колебания курса валют глобально изменили отечественный рынок, но и открыли неожиданные возможности для российских заводов. Многие промпредприятия, которые раньше с "потом и кровью" пробивались в сферы, где царила импортная продукция, получили доступ к ним. Это почувствовали на себе и заводы Алтайского края. К части из них выстроились очереди из заказчиков, которые прежде снисходительно рассматривали их предложения. Запрос на продукцию ряда алтайских предприятий на фоне ухода из страны западных производителей вырос в разы.
"Толк" составил топ региональных заводов, добившихся наибольших успехов в вопросе импортозамещения и имеющих лучшие перспективы в этом направлении. Экспертами выступили министр промышленности и энергетики края Вячеслав Химочка и исполнительный директор Союза промышленников Виктор Мещеряков.
Лидеры импортозамещения Алтайского края
АЗПИ. Спрос на продукцию барнаульского предприятия, изготавливающего топливные системы для транспорта, вырос в восемь раз. В числе крупнейших заказчиков – КамАЗ и ГАЗ. Пока предприятие увеличило физические объемы производства в 1,6 раза, в денежном выражении – в два раза. И это при том, что последние годы завод последовательно инвестировал в модернизацию.
"Чтобы увеличить выпуск в восемь раз, АЗПИ нужно одномоментно 4 млрд рублей для покупки дополнительного оборудования", – рассказал Вячеслав Химочка.
Власти края и страны уже не первый год помогают предприятию, предоставляя льготные займы под 1-5%. Так, например, в Фонде развития промышленности страны АЗПИ брал займ в 300 млн рублей и в этом году, спустя пять лет, полностью по нему рассчитался. Это говорит о финансовой устойчивости предприятия и его возможностях дальнейшего развития без финансовых рисков.
Также АЗПИ подал заявку на 1,5 млрд рублей для участия в федеральной программе по стимулированию производства отечественных комплектующих. В случае, если завод обеспечит 20% софинансирования, приобретет оборудование и наладит постоянные поставки продукции минимум двум партнерам, государство ему "простит" оставшиеся 80%, объяснил министр. Но собственные 300 млн рублей заводу тоже предстоит еще найти.
Предприятия сельхозмашиностроения. Эксперты говорят о них именно комплексно, не выделяя отдельных лидеров. Это Рубцовский завод запчастей, АНИТИМ, Алтайский завод сельскохозяйственных машин, "Комплекс Агро" и другие.
Эти предприятия имеют высокий уровень локализации – до 90% – и продолжают его повышать.
Предприятия разрабатывают и новую технику под запрос рынка. Например, "Комплекс Агро" освоил производство гидроцилиндров – сложное инженерное оборудование, которое пока не продают сторонним заказчикам, закрывая собственные производственные потребности.
Производители шин "Нортек" и "ЯШЗАвиа". На внутреннем рынке доля продукции "Нортека" на начало текущего года составляла 22-23%, по оценке минпромэнерго Алтайского края. Новыми партнерами завода в 2022 году, сообщали ранее на предприятии, стали "Ростсельмаш", "Амкадор", "Гомсельмаш" и другие.
Ранее завод наладил выпуск шин для тракторов "Кировец", что позволило заключить прямой контракт с Петербургским тракторным заводом на поставку на конвейер алтайских шин. "Нортек" с начала года проводил полевые испытания нескольких типоразмеров шин для техники "Ростсельмаша" и по их итогам также стал поставлять шины на конвейер предприятия.
"Когда с рынка России ушли западные производители шин, "Нортек" работал просто на "разрыв", день и ночь", – рассказал Вячеслав Химочка.
Небольшое уменьшение общих объемов производства произошло в первом полугодии из-за сокращения экспортных поставок – с учетом роста себестоимости продукции и укрепления рубля делать это стало невыгодно.
Большие перспективы у "ЯШЗАвиа" – единственного в стране производителя авиационных шин. Как рассказал Химочка, именно это предприятие проводит научные разработки, исследования, испытания и – в случае успешных результатов – запуск в серийное производство шин для самолета МС-21. На Восточном экономическом форуме 7 сентября Объединенная авиастроительная компания и "Аэрофлот" подписали соглашение о поставке до 2030 года в том числе 210 самолетов МС-21.
"Вот на них будет ставиться уже наша резина", – рассказал министр промышленности региона.
Барнаульский завод прессового оборудования. Предприятие недавно завершило реализацию инвестпроекта – запустило линии по производству колесных дисков для сельхозтехники. Как оказалось, очень вовремя. Если сначала завод всячески пробивался на рынок и предлагал опытные образцы ведущим производителям, то сейчас те уже сами к нему активно обращаются. В числе партнеров предприятия "Ростсельмаш", петербургский завод, гомельский производитель.
"Алтайлесмаш". Этот производитель специальной техники для труднодоступной местности (для нефтяников, лесозаготовителей) за год увеличил объемы вдвое – со 120 до 240 машин.
Предприятие приобрело в собственность участок бывшего моторного завода в Барнауле, который сейчас расчищает и по которому ведет проектные работы, в том числе по подключению инфраструктуры. На этой площадке руководители предприятия намерены построить дополнительные производственные корпусы, чтобы к 2025 году выйти на объем производства в 600 единиц.
"Карбон". Этот проект начался с инженерного изобретения собственника известного алтайского предприятия "Роса" Юрия Юрченко. Он разработал оборудование, которое позволяет из отходов переработки сельхозпродукции, то есть по сути шелухи, изготавливать промышленный активированный уголь. Предприятия в России лишь на 40% обеспечены таким углем отечественного производства, остальное ввозится.
Власти края помогли оформить заявку в Фонда развития промышленности для выделения 526 млн рублей инвестору для закупки оборудования, изготовленного по чертежам конструктора. Это позволит наладить производство мощностью 8 тонн в сутки.
НПП "Алтайспецпродукт". Бийский производитель эмульгаторов, присадок для топлива кратно нарастил объемы производства.
"Еще недавно присадки не пользовались большим успехом, потому что иностранные масла удовлетворяли спрос. А теперь западные компании ушли из России, и отечественные производители масел пытаются присадками довести качество до уровня, необходимого для использования в импортной технике. И спрос сейчас бешеный", – рассказал Виктор Мещеряков.
По его словам, "Алтайспецпродукт" в связи с этим намерен запустить новую производственную линию.
Также вырос спрос на эмульгаторы, которые необходимы в нефтегазовой отрасли, раньше там использовали в основном продукцию западного производства.