Бракоразводный процесс в Лондоне обошелся семье алтайских предпринимателей в 9 млн фунтов стерлингов. Судья признал Ракшину самой крепкой в паре
В Лондоне завершился бракоразводный процесс между совладелицей сети "Мария-Ра", дочерью Александра Ракшина Аллой и греком Лазарем Ксандопуло, пишет Forbes. Процесс длился 2,5 года, только судебные расходы обошлись семье Ракшиных в 9 млн фунтов стерлингов.
По решению судьи Высокого суда Лондона Джонатана Коэна, Алла Ракшина в течение четырех лет будет выплачивать бывшему мужу денежное содержание: в первый год – 75 тысяч фунтов, затем – по 60 тысяч. Она также выделит 660 тысяч евро на покупку и меблировку дома в Греции. При этом дом Ксандопуло принадлежать не будет – он не сможет сдавать его в аренду или оставлять незанятым. Он сможет пользоваться домом, пока не купит собственное жилье. Это в будущем позволит передать недвижимость дочерям.
Вынесению это решения предшествовали 60 заседаний суда. Все расходы несла Алла Ракшина. В общей сложности она потратила 4,3 млн фунтов своих расходов и 4,2 млн – бывшего мужа. Кроме того, ей пришлось израсходовать 620 тысяч фунтов на его содержание на аренду для него жилья. Такова, пишет издание, особенность судопроизводства в бракоразводных делах в Лондоне – менее обеспеченная сторона может требовать от супруга выплат на свое содержание.
"Затраты находятся за пределами всякого разумного понимания", – утверждает Коэн в решении.
Ксандопуло изначально выдвигал очень большие имущественные претензии, ссылаясь на высокую финансовую и имущественную обеспеченность экс-супруги. Однако в суде выяснилось, что все не так очевидно из-за патриархального бизнес-уклада семьи Ракшиных.
Состояние Аллы Ракшиной суд оценил в 12,9 млн фунтов стерлингов. Из них на недвижимость в России и Великобритании приходится 6,8 млн, в том числе 4,9 млн – стоимость квартиры в Лондоне. В списке ее имущества не оказалось еще двух лондонских квартир, купленных в 2020 году, а на них Ксандопуло тоже претендовал. Оказалось, что эту недвижимость покупал брат Аллы – Евгений Ракшин, известный в Барнауле девелопер. Суд решил, что владельцем является он.
Кроме того, выяснилось, что Алла Ракшина, будучи финансовым директором компании "Мария-Ра", получала в 2018-2022 годах зарплату примерно в 8,6 млн рублей в год. Она также получала дивиденды, но часть из них по требованию отца переводила на его счет.
В решении судьи Коэна приводится грубая оценка стоимости семейного бизнеса – около 400 млн фунтов стерлингов – по текущему курсу это порядка 40,8 млрд рублей. Он пишет, что, на первый взгляд, 25%-я доля в таком бизнесе является значительным активом, но он не рассматривает его "как актив, который есть или будет доступен для реализации" Аллой Ракшиной.
Из документов суда следует, что семейный бизнес строится на патриархальных принципах. И это объясняла Ракшина в суде – по ее словам, в русской культуре так принято, что мужчины определяют степень финансовой самостоятельности женщины. В ее семье это отец и брат. Она подчеркнула, что у нее нет контроля над своей долей бизнеса. На вопрос суда, может ли Ракшина продать свои акции, когда захочет, ее брат, выступавший на процессе, ответил, что нет.
При этом экс-супруг, следует из решения, ничего не зарабатывал и позиционировал себя как домохозяин, который помогал Евгению Ракшину подыскивать инвестиционную недвижимость в Лондоне, что тот отрицал. Кроме того, Алла Ракшина сообщила, что все время брака за домашние дела и воспитание детей отвечала она.
В России этот брак суд также расторг – еще весной 2021 года он постановил, что дети останутся с мамой.
Судья Коэн написал в решении, что уверен – суд нанес урон обеим сторонам, но Алла Ракшина, "возможно, показала себя как самая крепкая в паре, и, конечно, она сохранила свои близкие отношения с обоими детьми, чего X (ее муж) сделать не смог".