Предприятия края вошли в федеральную программу по промышленному туризму, для которого в регионе собираются разработать стратегию развития. Все - ради кадров
На трех предприятиях Алтайского края будут проводить открытые экскурсии по цехам. Алтайский завод прецизионных изделий, "Тонар плюс" и "Нортек" (шинный завод) вошли в федеральную программу "Открытая промышленность" – с них планируется начать развитие промышленного туризма в регионе. Об этом рассказала руководитель программы Наталья Епихина во время посещения журналистами заводов.
Завлечь молодежь, продвигать уникальность
Есть несколько задач, которые хотят решить в крае с помощью промтуризма.
- Профориентация для школьников и студентов. На данный момент это главная цель. Показать молодым людям, что работа на заводе – это больше не про грязь, тяжелый физический труд, плохие условия и отсталые технологии, что сегодня это технологично, модно, перспективно и надежно.
- Обмен опытом между предприятиями.
- Повышение культуры производства и поведения на заводах, которые постоянно посещают гости.
- Продвижение брендов алтайских заводов, их уникальности.
В будущем, по словам Натальи Епихиной, в крае планируют создать стратегию развития промтуризма.
Ответ на вызовы
Сама программа "Открытая промышленность" работает в стране с 2021 года. Ее курирует Агентство стратегических инициатив.
"Какие вызовы способствовали запуску программы? Первое – низкая популярность рабочих профессий. Второе – отток молодых кадров из регионов. Третье – низкая информированность населения о работе предприятий и устоявшееся мнение о том, что наша продукция – низкого качества", – объяснил Виктор Мещеряков, исполнительный директор алтайского Союза промышленников.
Сейчас в программе задействованы предприятия более 40 регионов. В числе лидеров – уральские: Челябинская, Свердловская области, Пермский край.
Алтайский край подал заявку осенью 2023 года, ему выделили квоту на три предприятия. Каждое из них разработало минимум по пять маршрутов для разных типов групп.
"Каждый регион вводит в программу предприятия, которые могут показать высокий уровень технологий, развитие, работающие на экспорт и так далее", – говорит Мещеряков.
Что известно о заводах-участниках
АЗПИ. В данный момент – одно из самых известных предприятий Алтайского края. Это единственный в стране производитель топливных систем для подачи топлива в двигатель. С 2022 года после ухода с рынка России Bosch спрос на продукцию барнаульского завода вырос минимум в 8 раз, в том числе со стороны КамАЗа, белорусских автоконцернов, оборонных предприятий.
Но мощности АЗПИ не позволяли одномоментно так нарастить объем выпуска. Постепенно завод, реализуя инвестпрограмму, наращивает объемы. По данным минпромэнергетики края, в 2023 году объемы производства здесь выросли на треть, оборот составил 5 млрд рублей, а инвестиции – около 500 млн рублей. Расширение мощностей идет и сейчас. Например, сейчас в цеха поступают новые современные станки. Конструкторы разрабатывают новые модели систем.
На предприятии очень чисто. Это вызвано спецификой производства: топливные системы, форсунки – это высокоточные изделия, в некоторых цехах даже волос или частичка кожи могут свести всю работу на нет.
"Тонар плюс". Это производитель продукции для рыбалки и туризма: ледобуров, резиновых лодок, специальной одежды, туристической мебели, мангалов и т. д.
Предприятие сегодня активно инвестирует в модернизацию – закупает роботов, станки с программным управлением. Это позволяет высвобождать рабочие руки, квалифицированных специалистов с одних участков и направлять их на другие, где их компетенции более востребованы.
Здесь есть как цеха, связанные с металлообработкой, так и, например, швейные.
Предприятие, плотно связанное с потребительским рынком, каждые полгода презентует 2-3 новинки.
"Нортек". Предприятие работает на площадке шинного завода. Здесь же расположено и связанный с ним завод "ЯШЗ Авиа", который единственный стране производит авиашины.
"Нортек" – одно из крупнейших предприятий края как по объемам производства, так и по числу сотрудников. Производит десятки различных видов шин как для гражданской, так и для военной техники.
В 2023 году предприятие восстанавливало прежние мощности после крупного пожара конца 2022 года. В прошлом же году на заводе сменилась управляющая компания, теперь это "Росхим" – крупное федеральное объединение предприятий химической отрасли.