Высокая конкуренция на рынках, а также рост цен, опережающий рост доходов, — в числе основных причин, по которым происходит сокращение объемов производства некоторых пищевых продуктов
Объемы производства в пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края падают. За первые полгода 2025-го в "пищевке" они сократились на 4,8% – индекс промпроизводства здесь составил 95,2%, сообщил 25 июля на пресс-конференции начальник Алтайпищепрома Александр Большаков. В числе наиболее "пострадавших", говорят данные Алтайкрайстата, молочка, пиво и БАДы.
По словам Большакова, снижение объемов производства в "пищевке" началось с января и продолжалось до июня. Но в первый летний месяц ситуацию удалось немного переломить – общий индекс прибавил 0,9% (июнь 2025-го к июню 2024-го), по напиткам – 2,5%, по лекарствам – 3,8%. "То есть тенденция к падению остановилась", – сказал Большаков.
Дефицит молока и конкуренция
Производство молока и продуктов из него – одно из самых сложных направлений. Наибольшее падение – у самого жидкого молока и у сыров.
"Это связано в первую очередь со снижением объемов переработки молока, а оно, в свою очередь, со снижением закупа у ЛПХ (личных подсобных хозяйств). Зависимость – прямо пропорциональная, – сообщил начальник Алтайпищепрома. – Плюс сыры – это продукт высококонкурентного рынка, где представлена продукция многих как российских, так и белорусских предприятий. Все бьются за рынки сбыта".
Но, подчеркнул Большаков, эксперты федерального объединения "Союзмолоко" считают, что к концу года спрос на сыры восстановится и производство при наличии сырьевой базы, скорее всего, будет увеличиваться.
Напомним, ранее участники молочного рынка Алтайского края рассказывали "Толку", действительно, о сокращении объемов заготовки молока – частники пару лет назад стали массово отказываться от содержания коров из-за низких закупочных цен. Из-за этого сложился дефицит сырья. Но в прежних объемах оно уже не всегда нужно – с реализацией готовой продукции у ряда производителей есть проблемы.
Пиво без водки
По алкогольным напиткам ситуация неровная. Производство водки в крае за первое полугодие прибавило 29%, хотя в целом по стране оно упало почти на 11%. Здесь прежде всего играет роль развитие "Иткульского спиртзавода".
Но пива за январь-июнь в регионе произвели на 20% меньше, чем за январь-июнь 2024-го (хотя по России – на 3,2% больше).
"Падение идет по всем нашим пивзаводам. На этом рынке очень высокая конкуренция. Та ниша, которая освобождалась два-три года назад после ухода иностранных компаний, заполнилась снова, так как пивзаводы, расположенные в России, заработали снова. Посмотрите сегодня на ассортимент на полках – он зашкаливает. Плюс крафтовое пиво оттянуло часть продаж", – рассказал Александр Большаков.
Кроме того, сообщил он, производители пива отмечают снижение потребления в магазинах типа "Заправки", "Бочки" и подобных.
БАДы: высокая цена
Производство БАДов упало за полгода на 27% (ИПП – 73%). И это первый такой серьезный провал в последние годы, когда объемы их производства и продаж, напротив, росли, особенно в ковидное и первое послепандемийное время.
"БАДы выросли в цене. А покупательная способность населения, к сожалению, растет не теми темпами, какими бы хотелось. Рост стоимости БАДов произошел в том числе потому, что после введения маркировки с рынка ушли дешевые фальсификаты, их выдавили максимально. А та продукция, которая произведена легально, быть дешевой не может, так как для ее изготовления используется тоже дорогое сырье", – объяснил Александр Большаков.
Однако он надеется, что к концу года объемы производства БАДов вырастут, что позволит "догнать" результаты 2024-го.
Кто "вырос"
В "зеленой" зоне находится несколько подотраслей переработки и "пищевки". Так, высокую динамику показало производство мяса и субпродуктов, а также полуфабрикатов, из них: по обычному мясу – на 18%, по куриному – на 29%. Одна из причин – выход на заданные мощности новых объектов компании "Куриное царство" (принадлежит "Черкизово", ТМ "Алтайский бройлер").
На 26,5% вырос объем производства зерновых завтраков. Частично это обусловлено ростом экспорта в Китай, частично – увеличением внутреннего потребления, сказал Большаков.
На 10% "выросли" плодоовощные консервы. Примерно на прежнем уровне осталось изготовление хлеба и кондитерских изделий.