Взрывной рост цен на пшеницу твердых сортов на фоне засухи вызвал критическую ситуацию на производстве макаронных изделий
Если правительство России не предпримет экстренных мер по поддержке производителей макарон в России, то цены на этот продукт могут уже в скором времени вырасти на 25-40%. Всё из-за дефицита пшеницы твердых сортов на мировом рынке и невероятного роста цен на пшеницу твердых сортов. О критической ситуации в отрасли президенту страны Владимиру Путину в письме сообщил ряд производителей. Одним из инициаторов обращения стала "Поспелихинская макаронная фабрика" Валерия Покорняка (ТМ Granmulino).
"Никто к такой цене не готов!"
"Мы сейчас все в шоке. У нас как боевые сводки – данные о цене на твердую пшеницу", – рассказал алтайский производитель макарон 21 сентября на кругом столе, который провели в режиме онлайн среди зернопереработчиков России.
Цены на мировом рынке, по словам Покорняка, резко рванули вверх из-за засухи в Канаде и США, которые являются основными экспортерами твердой пшеницы.
"Мы готовы были к цене в 22-25 тысяч. Но не 35-39 тысяч! К такой цене ни один производитель не может быть готов", – возмущалась заместитель гендиректора "ТД Алтан" Ольга Карюкина.
Валерий Покорняк подчеркнул: даже с прошлогодними ценами на сырье фабрика впервые сработала с убытками.
"Давление на нас как на производителей становится таким, что бизнес превращается в антибизнес. Мы уже на грани находимся", – рассказала Лариса Левина, директор отдела продаж компании "Байсад" (Москва).
На сколько макароны вырастут в цене
По его словам, если государство не предпримет никаких мер, то производителям не останется ничего, как повышать цены на продукцию "на 25-30, а то и 40%".
В текущем году производители смогли добиться повышения цен на свою продукцию на 10-12% – больше им не позволили, по сути, торговые сети и власти. Первые готовы поступиться качеством ради меньшей цены и большего оборота. Вторые придерживали цены, чтобы не допустить социального напряжения на фоне и без того разогнавшейся инфляции, еще и перед выборами.
Но в таких условиях производители макарон уходят в убыток.
Альтернатива – только производство продукции не из так называемой макаронной крупки (из нее получаются изделия высокого класса), а из муки. Такие макароны дешевле, но и свойствами обладают совсем другими. "Но ритейл нам заявляет, что им все равно, и они готовы торговать и такой продукцией", – рассказал Покорняк.
При этом наценка в сетях на макароны, по его данным, составляет от 30 до 100%.
Между тем, зерно – не единственная составляющая, которая влияет на себестоимость продукции. Как рассказала Лариса Левина, материалы (упаковка, палеты и т. д.) подорожали на 100-150%, "а местами и на 200%". Цена упаковки взлетела на 80%.
"С мая, после введения новой системы учета грузов, возникли огромное проблемы с доставкой грузов – произошел огромный отток транспорта, – рассказала Левина. – В августе-сентябре особенно заметно. Платить приходится двойную, а то и тройную цену".
Все эти издержки можно или заложить в цену товара, или компенсировать господдержкой. О ней и просят производители.
Что предлагают производители макарон
Валерий Покорняк считает, что нужно ввести повышенную экспортную пошлину на пшеницу твердых сортов – это, по его мнению, позволит такому зерну остаться в России. Кроме того, полагает он, нужно запустить программу по увеличению посевных площадей такой пшеницы. Ее проект готовы направить в Минсельхоз России.
Однако пункт о введении повышенной пошлины вызвал сомнения участников дискуссии. Во-первых, Россия вывозит "смешной" объем твердых сортов – менее 1% от общего размера экспорта зерна. Из края в этом году не вывезено ни тонны, рассказал Александр Вайс, глава Союза фермерских формирований региона, который специально запросил эти данные.
Во-вторых, любой нерыночный запрет, считают участники отрасли, ни к чему хорошему никогда не приводит. Скажем, Лоренцо Трашинелли, гендиректор компании "Экстра М" (бренд Pasteroni), выразил опасения, что "запрет сделает только хуже". Он еще больше усилит дефицит на мировом рынке и взвинтит цены. Это усугубит и без того критическую ситуацию – по его словам, у итальянских компаний уже сейчас сырья – только до Нового года. У многих производителей нет понимания, что делать дальше.
Свой довод привел и представитель фермерства Александр Вайс: в стране повысили экспортные пошлины на зерно, ввели компенсацию сельхозпроизводителям. В итоге, говорит он, после подсчетов выяснилось, что поддержка составила 300 рублей на тонну. "Это ни о чем", – сказал Вайс.
"Нужны не запретительные меры, а дотации на покупку твердых сортов пшеницы производителям, – считает также Андрей Ковалев, глава Общероссийского движения предпринимателей. – Ведь макароны – продукт первой необходимости".
Сам Покорняк предлагает вести речь о дотировании не только переработчиков, но и сельхозпроизводителей, чтобы предотвращать риски дефицита сырья на перспективу.
В конце 1980-х годов, по данным Покорняка, на Алтае выращивали до 450 тыс. тонн твердой пшеницы, сейчас – 40-60 тыс. тонн. Это, по его словам, "хлопотливая культура", требующая очень хороших семян, удобрений, современных агротехнологий. Все это требует поддержки. Было бы правильно, считает он, если бы ввели дотацию за классность пшеницы.
По итогам обсуждения участники приняли резолюцию, по которой они до 25 сентября направят письмо президенту. Производители будут просить:
- ввести временный запрет на экспорт зерна твердых сортов пшеницы с 1 октября 2021 года до конца августа 2022 года,
- распространить действие программы господдержки мукомольной промышленности, связанной с компенсацией части затрат на переработчиков твердой пшеницы,
- ввести обязательную компенсацию 50% ж/д тарифа на доставку макарон с 1 октября,
- ограничить торговые сети в размере наценок на макароны с 1 октября.