В Барнауле приступили к демонтажу здания речного вокзала. К концу июля планируют расчистить площадку, где появятся современные высотные здания
В Барнауле приступили к сносу здания речного вокзала на пл. Баварина, 8. Застройщик огородил территорию и демонтирует конструкции. Затем он расчистит площадку от строительного мусора и подготовит ее к новому проекту. Эти работы планируется завершить до конца июля. В контексте старта масштабного проекта на речном вокзале рассказываем об истории здания и интересных фактах, связанных с разворачивающейся здесь стройкой.
Флорентийская мозаика
Напомним, здание вокзала построили в 1985 году в духе советского модернизма. Оно имеет два этажа и цоколь, прямоугольный и полукруглый блоки. На втором уровне расположена смотровая площадка с видом на реку. В советское время здесь работали билетные кассы, зал ожидания, администрация речпорта.
Интересно, что в реестр значимых культурных объектов города вокзал никогда не входил. Однако определенную ценность представляла размещенная в нем авторская мозаика "Труд и природа Алтая" – произведение искусства колыванских камнерезов из коргонского порфира, ревневской яшмы, белорецкого кварцита и мрамора. Она считалась самой большой в СССР (46 кв. метров) и первой флорентийской.
Панно находилось в зале на первом этаже. В прошлом году его аккуратно демонтировали и передали в художественный музей Алтайского края.
Не первый речпорт
Гораздо большую ценность для Барнаула представлял старый речной порт, который открылся в XIX веке в районе Ковша. Это был деревянный дебаркадер на железобетонном основании с кассами, буфетом и залом ожидания на 150 человек, сообщается в энциклопедии "Барнаул". Сегодня на его месте сохранились лишь куски конструкций.
А вообще, водное транспортное сообщение в Барнауле началось с плотов, на которых перевозили лес и зерно еще в XIX веке. Стремительное развитие связано с появлением пароходов: в 1854 году по воде до Барнаула впервые добрался томский купец Хаминов на судне "Ермак". В начале 1900-х годов здесь уже курсировало 39 пароходов, барж и больших лодок.
Затем до середины ХХ века развитие речной навигации замерло после запуска железной дороги. А с 1950-го водный транспорт получил второе дыхание: появились новые теплоходы, береговые и плавучие краны, создана база для зимовки судов. После чего и построили современное здание речного вокзала. В состав предприятия тогда входили: 61 буксир, 12 теплоходов, 23 баржи и платформы.
Мебель и кафе
Уже в 1990-е объемы грузовых и пассажирских перевозок вновь резко упали. Суда приходили в непригодное состояние, и технической базы для их ремонта не было. Поэтому здание вокзала стало невостребованным. Здесь работала лишь касса, в свободных помещениях разместились кафе, рестораны и даже мебельные магазины.
Затем по соседству открывались современные развлекательные заведения, и кафе в здании речного опустели. В последние годы у объекта несколько раз менялись собственники, каждый из которых планировал модернизировать его, но ни одному из них так и не удалось это сделать.
Строение разрушалось временем, а территория вокруг него находилась в запустении и портила своей неряшливостью облик этой части Барнаула, которую называют воротами и видят все, кто въезжает со стороны моста.
Новая жизнь
В 2020-м площадку купило ООО Специализированный застройщик "ВиСКью". Ранее "Толк" сообщал, что собственник запроектировал здесь две 43-этажные башни, аналогов которым нет в Сибири. Их объединит стилобат с офисами, детскими и спортивными площадками на крыше. Поскольку здания выше 150 метров, разработку сопровождает научно-исследовательский и проектный институт при Минстрое РФ.
Рядом встанет семиэтажный бизнес-центр с частным детсадом, фитнес-клубом. Также в ЖК появится многоуровневый гаражный комплекс, на крыше которого летом обустроят площадки для баскетбола, волейбола, тенниса.
Во дворе будет детская игровая площадка, беседки, тренажеры. Проект предусматривает обустройство прогулочной зоны возле жилого комплекса, доступ на нее будет свободным.
Кстати, напротив новых башен предполагается площадка для устройства павильона с билетной кассой и пунктами для посадки-высадки пассажиров водного транспорта.