В легендарном барнаульском Доме под шпилем произошла новая волна ротации арендаторов: кто и почему там открыл новые заведения
В 2023 году в Доме под шпилем в Барнауле, где с 2015 года набор арендаторов и собственников коммерческих помещений был стабильным, "поселились" два новичка – кофейня и буфет. "Толк" выяснил, почему предприниматели предпочли общепит классической торговле.
Вера в силу места
Оба новых проекта стартовали, когда рынок общепита переживает стресс из-за снижения покупательской активности, постоянного роста стоимости продуктов и дефицита персонала.
"Сейчас рестораторам не до инвестиций в собственный бизнес. Нам бы выжить в текущей обстановке", – комментировал основатель ресторана ONNY Михаил Хмелинин сокращение инвестиций в общепит в первом полугодии 2023 года на 71% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Такие данные приводил региональный минэконом.
Однако в случае со знаковым Домом под шпилем свою роль сыграли место и особенности развития бизнеса самих арендаторов. Так, Виктория Тулина, супруга предпринимателя Павла Тулина, открыла "Буфет театральный" и тем самым загрузила фабрику кухни своего гастронома "Лэнд24", рассказала она "Толку".
Выбранное место для нее ценно соседством с Молодежным театром, которое и дало основу для концепции заведения – продажа готовых блюд с витрины и особенности интерьера. Например, подвал, где расположена комната для "припудривания носика", выполнен в стиле чеховского "Вишневого сада".
"Буфет театральный" – это история не про деньги, это, прежде всего, про дух, про ценность человеческого общения", – говорит Тулина, но уточняет, что в планах продолжать развивать это направление и открыть подобные буфеты в разных частях города.
Второй новый проект дома – кофейня-оранжерея "Ардекофе" – проект Юлии Королевой (собственница детсада Bambini). Она уверена, что место с хорошим трафиком, стремление людей уединяться в окружении живых растений – отличная концепция, которая стоит инвестиций в 15 млн рублей, в том числе заемных.
"В городе сложно уединиться, побыть наедине с собой или своим спутником. Мы вдохновлялись рестораном "Оранжерея" Новикова в Батуми (Аркадий Новиков – известный в России ресторатор. – Прим. ред.). Что может быть прекраснее живых цветов?" – рассказала собственница.
Виктория Тулина и Юлия Королева отметили, что в помещениях они оставили некоторые элементы декора предшественников – лепнину, люстры.
Особенный трафик
Обе предпринимательницы не исследовали объем трафика, который генерирует Дом под шпилем и расположение на площади Октября. Однако подчеркнули, что его интенсивность и качество стали одной из причин выбора места.
"Толк" поинтересовался, в чем его особенность, у коренных ритейлеров этого знакового места. Ирина Чанцева, девять лет управляющая "Бутиком под шпилем", рассказала, что не рассчитывает на спонтанные визиты. Формат ее заведения предполагает небольшой круг состоятельных покупательниц. Они приезжают в магазин не только за новой вещью, но и чтобы пообщаться.
"Дом по шпилем – уникальное место. Где еще найти в городе помещения на красной линии с такими высокими потолками и такими витринами? Я довольна этим помещением. Другое дело, что сейчас сам ритейл переживает трудности. Некоторые поставщики просто ушли с нашего рынка", – говорит Чанцева.
Основатель и учредитель магазина света "Орион" Анатолий Попов добавил, что его проект стартовал в 2006 году и очень скоро сосредоточился на комплексных проектах освещения. Такой тип продаж стал преобладать над розничной реализацией светильников.
То есть, добавляют собеседники, у концепций, ориентированных именно на размещение в Доме под шпилем, есть все шансы работать долго и продуктивно. Однако коммуникации с аудиторией и оттачивание формата должны идти постоянно. Своеобразным бонусом может стать возвращение парковки вдоль пр. Ленина. Ее закрыли, когда организовали выделенную линию для общественного транспорта из-за ремонта моста.