Должен "выстрелить": архитекторы Барнаула – о стремлении создать дом – символ города

Дом под Шпилем. Барнаул
Дом под Шпилем. Барнаул Фото: Виталий Барабаш

Желание построить дом – символ города не оставляет барнаульских застройщиков. Но архитекторы краевой столицы предупреждают, что гарантий на успех нет

Известный в Барнауле строитель Владимир Отмашкин, который возглавляет ГК "Союз", в интервью "Вести. Алтай" рассказал, что мечтает построить в Барнауле дом-символ. Это может быть самостоятельный проект или часть какого-то комплекса. "Толк" узнал у барнаульских архитекторов, каким условиям должен соответствовать проект здания, чтобы оно с большой долей вероятности стало таким символом. Но спикеры стали говорить о градостроительных проблемах.

Будем стремиться

Город, которого больше нет. Редкие фотографии Барнаула второй половины XX века

Гужевая повозка на площади Октября, первозданный стадион "Динамо", а также смеющийся Герман Титов и неподражаемый Лев Квин. Все это – на редких снимках, сделанных в 1950-70-е годы Валентином Хановичем

"Я помню этот город [Барнаул], который заканчивался на ул. Северо-Западной. Дальше ничего не было. Сегодняшний город улучшается на глазах. Он становится краше. Дай бог, чтобы это продолжалось", – рассказал Владимир Отмашкин.

Отвечая на вопрос, построил ли он лучшее здание в Барнауле, он заметил, что все еще впереди:

"Нет [не построил]. Я хотел бы иметь [построить] дом-символ. Вот у нас сегодня символ – это "Дом под шпилем". Все так отвечают. Хочется построить такой комплекс, который мог бы стать кандидатом на эмблему города Барнаула. Пока этого нет, но мы будем стремиться".

В 1951 году был подготовлен проект детальной планировки пр. Ленина от пл. Советов до пл. Октября. Здания декорированы обилием мелких архитектурных деталей. К 1956 году появился "Дом под шпилем" в стиле сталинского неоклассицизма. Автор проекта – Яков Николаевич Додица. Дом венчает башня с часами и 15-метровый шпиль с флюгером. На первом этаже в советское время располагался большой гастроном. Квартиры в доме – с высокими потолками и большими окнами, улучшенной планировки. "Шпиль" стал знаменитым в 1971 году, когда попал в серию набора художественных открыток "Города СССР".

"Представления нет ни у кого"

Дмитрий Индюков, основатель архитектурного бюро MDVA:

– Символом становится объект, который прошел испытание временем! Такой проект не делается умышленно, тут должно совпасть много факторов. Это не просто крутой проект с точки зрения личного мнения заявителя.

Он может отражать веяния времени. Что это – технологии, идеология? Но передовые технологии в строительстве сегодня Барнаул не может себе позволить ни экономически, ни интеллектуально. А идеология как таковая отсутствует. Сегодня часто поднимаются вопросы, ответы на которые пока еще четко не сформулированы. Как Барнаул себя позиционирует? Каким он является для людей? Какое у него будущее? И это вопросы не про количество кубических метров стройматериалов.

 Улицы Барнаула полны народа
Улицы Барнаула полны народа
Фото: Валентин Ханович

Почему "Дом под шпилем" стал символом? Потому что площадь Октября является частью градостроительного ансамбля. Через площадь проходит много транспортно-пешеходных связей, у нее гармоничная объемно-пространственная композиция. Этот градостроительный аспект в современном Барнауле никак не учитывается.

Современный Барнаул, к сожалению, не живет по генплану. Не имеет четких объемно-пространственных и стилистических характеристик. Он живет по видению застройщиков, которые строят там, где удается, и то, что удается. Поэтому такой амбициозный план – построить дом-символ – в настоящее время недостижим. В случае если такую попытку предпримут, в исторической перспективе можно получить обратный эффект – дом-символ с отрицательной коннотацией.

"Может быть просто хорошо"

Алексей Квасов, руководитель авторского архитектурного бюро:

– Придумать здание – символ города – довольно нетривиальная задача. Каков мой рецепт?

1. Градостроительная значимость и уместность. Объект обязан филигранно работать в городской среде. Например, сложно представить себе "Дом под шпилем" вне ансамбля площади Октября, он ее органичное завершение.

2. Выразительная форма и силуэт. Без этого не обойтись. Коробка не станет символом города. Но и наличие банальных шпилей не гарантирует успеха.

3. Уникальность архитектурного образа для города. Здание должно удивлять современной эстетикой фасадов и качеством исполнения.

Дом под шпилем
Дом под шпилем
Фото: Виталий Барабаш

Можно, конечно, сделать все правильно и по рецепту, но символом оно не станет, а будет просто хорошим зданием. Тут важно общественное признание. Зависеть это будет не от архитектора, а скорее от горожан. Примут ли они его как символ, будут ли упоминать при общении или фотографироваться на его фоне? Проще говоря, объект должен "выстрелить"!

"Ясное, легко считываемое"

Павел Животягин, архитектор-дизайнер, компания "Структура":

– Вообще, почему сейчас этот вопрос возник? Для чего нам этот символ понадобился? Это как в ситуации, когда дома беспорядок и надо пол помыть, а мы люстру выбираем. У города столько проблем. Их нужно сначала решить, а потом уже задумываться о символе города.

Надо идти в направлении того, чтобы сделать город удобным для людей. И тогда может сформироваться какой-то символ. А когда мы просто удовлетворяем коммерческие потребности, какой символ может из этого получиться?

История показывает, что это не должно быть что-то сложное. Это должно быть что-то ясное, легко считываемое. Чтобы каждый мог узнать в этом здании себя и свой город.

Квартира в "Доме под шпилем"
Квартира в "Доме под шпилем"
Фото: avito.ru

"Назначить нельзя"

Виктор Четошников, архитектор, член градсовета Барнаула:

– Дом-символ должен быть доступен и обозреваем со множества сторон. А остальное – силуэт и архитектура – это исключительно талант и творчество автора. Но не только. Либо он состоится, либо нет. Он принимается сообществом или нет, назначить его нельзя. Рецептов нет. Это не про моду и веяния. Тот же "Дом под шпилем" – он с историческим экскурсом, но не смотрится памятником.

"Не по заказу"

Реки, Поток и заводы. Архитектор Александр Деринг рассказал о новом ДНК Барнаула

Реновация городов — это не просто снос и застройка, а создание новых сценариев жизни. Александр Деринг рассказал, как архитектура становится драйвером изменений

Александр Деринг, архитектор, член градсовета Барнаула:

– Что это за символ? Это самое высокое здание? Не знаю. Какое время, такие и символы.

Начинать нужно с того, чтобы объявить конкурс на идею для проекта с такой задачей. Тогда, может быть, что-то и получится. Возможно, молодежь откликнется. Может, даже это будет дичь – ну и ничего. Все это надо оценить, прислушаться. А если за идеи будет небольшой премиальный фонд, вообще будет здорово. Глядишь, к чему-то и придем.

Такие символы не создаются по заказу. Надо думать. Надо под это идеологию подводить, историю. Может, даже выдумать ее.

Я смотрю, что сегодня делается в архитектуре, и удивляюсь. Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, такую "загогулину" для "Москва-Сити" предложил! Яркая, блестящая штуковина. Я не пойму, что он в это вложил. Кажется, что это нейросеть отрисовала. Но что это такое?

Делу – место, потехе – часть: чем пожертвует Барнаул для кампуса на острове Помазкин

Планы по возведению конгрессно-выставочного комплекса на острове все еще в силе. Однако ради перспективы строительства студгородка пришлось пожертвовать частью его объектов

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5pFwv