Архитекторы ждали от проекта Госархива знакового образа, хотя бы аналогичного с историческим зданием на Анатолия, 72, но вместо этого увидели "райисполком 1960-х годов"
В Барнауле будут строить новое здание госархива, потому что старые помещения уже не вмещают весь объем документов, которые надо хранить. Проект шестиэтажного строения с читальным и конференц-залом 16 октября представили на градостроительном совете Барнаула. Независимые эксперты раскритиковали архитектурный облик, назвав его заурядным. Однако представители администрации заняли лояльную позицию, предложив ограничиться косметическими доработками.
Микс сталинской и современной архитектуры
Автор проекта, архитектор АКБ "ИнвестПроект" Юлия Богомолова, представила комиссии шестиэтажное прямоугольное здание размером 47 на 26 метров, которое планируется построить на ул. Карагандинской, 4. Участок огородят по периметру и оборудуют КПП со шлагбаумом.

Фасад здания должен соединить два архитектурных стиля и даже эпохи. Все потому, что, с одной стороны, оно находится между административным корпусом Барнаульского котельного завода, выстроенным в стиле сталинской архитектуры. С другой — рядом располагается современная жилая застройка.
"Фасадные решения архива объединяют в себе современные стили, но также отсылают к сталинской эпохе, — пояснила Юлия Богомолова. — Была выбрана теплая цветовая гамма, как на котельном заводе, а также вертикальные и горизонтальные декоративные элементы в белом исполнении: карнизы, пилястры и т. д. Наружная отделка выполнена из керамогранита".
По ее словам, главной задачей было создание строгого, серьезного образа госучреждения, которое ни в коем случае не должно ассоциироваться с торговым центром.
Внутренняя планировка предусматривает подземный паркинг на 24 машино-места, на первом этаже — общественные зоны. Там будут читальный, выставочный и конференц-залы. Со второго по шестой этаж расположатся хранилища и кабинеты с окнами для сотрудников. Фасады, выходящие к архивохранилищам, решены глухими, так как эти помещения по своей функции являются складами.
"Не строгий, а заурядный"
Мнения членов градсовета разделились. Независимые эксперты были разочарованы. Они ждали от такого значимого объекта более яркого и продуманного архитектурного решения.

Виктор Четошников заметил, что, в отличие от старого здания архива на ул. Анатолия, которое имеет свой архитектурный облик, новый проект получился заурядным:
"Это райисполкомы, горисполкомы 1960-х годов. Надо поискать образ здания в целом. Оно значимое для города и в целом для Алтайского края. Решение должно быть достойным. Мне кажется, что у автора получилась некая неопределенность — разностильность и разноплановость. Надо поработать".
Идею о том, что здание должно стать "архитектурным памятником" и для края, и для самого автора, поддержал Сергей Шадрин: "Может быть, это будет ваш памятник. Поэтому я хочу, чтобы вы поработали над ним плотно и красиво, чтобы все ахнули".
Александр Деринг в свою очередь предложил обратиться к метафоре: "Судьба вам дает возможность сделать такой уникальный объект, как архив. Просто если взять наш архив [на ул. Анатолия], в нем есть образ: это такая шкатулка, в которой находятся документы. В новом проекте сложно догадаться, где вход, где вестибюль для посетителей. Почему нельзя было разбить на функциональные зоны? Сделать из этого интересный и неповторимый объект?"
"Светлый образ хранилища": голос в защиту
В противовес критике прозвучало и мнение в поддержку проекта. Сергей Боженко встал на сторону автора, отметив целостность замысла:
"Друзья мои, что вы на юную девчонку набросились? Давайте посмотрим объективно: цельный объект – белый куб, деликатно акцентирован угол. Она создает светлый образ хранилища знаний и науки. На мой взгляд, надо поддержать автора и госархив. Не так все плохо, как мы тут расписали".
Итог дискуссии подвел вице-мэр Андрей Федоров. Он напомнил, что, несмотря на критику, рассматривается, прежде всего, государственный объект:
"Есть предложение объект поддержать. Попросим архитектора в рабочем порядке поработать над тем, что можно поправить".
Таким образом, проект был поддержан, но с условием доработки отдельных элементов – "того, что можно доработать". То есть вряд ли стоит ждать глубокой переработки представленного решения.