На фоне существенного повышения цен на топливо некоторые жители алтайских сел не могут обеспечить необходимый запас дров и угля на зиму
Вместо обычных дров и угля многие жители Первомайского района чаще выбирают дешевые отходы лесопиления, горбыль и срезку березы. Об этом рассказал "Толку" глава Сибирского сельсовета Олег Боронин. По его словам, у людей нет денег на нормальное топливо. Поэтому каждый выходит из ситуации как может.
Вместо дров срезка
Боронин привел в пример поселок Лесная Поляна. По его наблюдениям, вместо обычных колотых дров люди покупают горбыль либо березовую срезку:
"Еще неделю назад у многих придворовые территории были завалены именно березовой срезкой, привезенной из ближайшего предприятия лесопиления".
По словам собеседника, березовая срезка стоит около одной тысячи рублей за кубический метр, но она быстро сгорает, соответственно, от нее меньше теплоотдачи.
При этом цена за кубический метр колотых дров сосны составляет три-пять тысяч рублей. Боронин предполагает, что такой разброс цен зависит от происхождения этих дров, а именно от легальности рынка.
Придется топиться с мешка
По словам главы Сибирского сельсовета, еще хуже складывается ситуация с приобретением угля. Он привел личный пример, рассказав, что две тонны угля с доставкой обошлись ему в 10,1 тысячи рублей. Сейчас тонна угля в районе стоит 4,3 тысячи рублей, хотя в прошлом году такое же топливо стоило 3,2 тысячи рублей.
"Боюсь, что зимой народ будет топиться с мешка угля, раньше так топились совсем уж бедненькие семьи", – добавил собеседник.
Дрова льготные, но недоступные
Похожая ситуация сейчас складывается в селе Корнилово Каменского района. Местная жительница Элина Плещеева рассказала "Толку", что раньше ее многодетную семью выручали льготные дрова, которые хоть и долготьем, но все же предоставляли.
Теперь в селе появились новые порядки. Льготники должны сами вывозить эти дрова с лесоперерабатывающего предприятия, а это неблизко и многим не по карману.
"Мы и раньше здесь выживали и сейчас выживаем. Многие еще не запаслись ни дровами, ни углем, а они снова подорожали", – рассказала Плещеева.
Жителям Корнилово приходится везти уголь из Камня-на-Оби. В самом городе сортовой уголь стоит 3,8 тысячи рублей, так называемый орех стоит 4,4 тысячи рублей за тонну. Местные говорят, что еще в прошлом году его можно было купить за 3,6 тысячи рублей за тонну.
Уголь в рассрочку
Учредитель Каменского городского топливоснабжающего предприятия Сергей Курдюмов рассказал "Толку", что жители Каменского и Крутихинского районов нередко покупают топливо в рассрочку без каких-либо переплат.
По мнению собеседника, спрос на рассрочку скорее говорит об удобстве самого инструмента, чем о низкой платежеспособности населения.
"Также запущена программа дотаций для населения на 21,4%. По сути, для людей ничего не поменялось, да, цена выросла, но людям вернут разницу", – добавил Курдюмов.
Положена компенсация
Еще в мае этого года глава краевого министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Иван Гилев на очередном заседании регионального правительства сообщил, что с 1 июня текущего года предельные максимальные цены на твердое топливо всех сортов проиндексируют на 21,4%.
Такое положение дел чиновник объяснил стремлением стабилизировать поставки угля в регион и напомнил опыт прошлой зимы, когда край испытывал проблемы с поставками твердого топлива, в частности из Казахстана.
В связи с повышением предельной максимальной цены на уголь в Алтайском крае предусмотрели меры поддержки. Министр социальной защиты региона Наталья Оськина отмечала, что более 20 тысячам семей будет произведен перерасчет размеров субсидий в сторону увеличения.
На эти цели из регионального бюджета обещали направить около одного миллиарда рублей.