Снег уже окончательно накрыл алтайскую столицу, и противостоять ему городским службам предстоит в серьезно изменившихся условиях
Несмотря на то что "календарная" зима в алтайскую столицу официально еще не пришла, снег в Барнауле, похоже, уже чувствует себя как дома. В связи с этим городские службы сталкиваются с новыми, но в целом вполне привычными вызовами, связанными с изменением погодных условий. И, возможно, самую важную борьбу с погодой ведут дорожники, которым приходится ежедневно отражать снежно-ледяной натиск на транспортных артериях Барнаула. В 2022 году сложностей и нагрузки на городские дороги добавляет и еще один важный факт: реконструкция путепровода на проспекте Ленина, соединяющего разделенные железной дорогой "берега" краевой столицы. Как отразила накрывший город снежный покров дорожная сфера Барнаула – в материале "Толка".
На старт
Так называемый постоянный снежный покров в Барнауле установился в первой половине ноября. При этом синоптики отмечают: этот месяц в 2022 году в городе выдался значительно более теплым, чем обычно.
Однако подготовка к новому снежном сезону в Барнауле началась гораздо раньше, когда снега не было и в помине. Причем в этом году борьбе со стихией городские власти уделили особое внимание, внеся очень серьезные изменения в отработанный алгоритм.
Во-первых, в план очистки городских магистралей дополнительно включили еще 350 дорог. Из которых 70 расположены в пригороде и частном секторе. Также в план попали дополнительные 145 тротуаров, 50 остановок и шесть лестничных сходов. Благодаря всему этому общая площадь уборки снежного "урожая" выросла с 7,8 млн квадратов до 9,8 млн.
Дело техники
Технологическая сторона противостояние снегу и льду также серьезно модернизирована. Так, например, обрабатывать дороги будут новыми реагентами.
На основных городских магистралях уже не в качестве эксперимента, а как постоянный инструмент применяют "Бионорд" – материал, который значительно мягче воздействует на сами дороги, а также на автомобили и обувь пешеходов. В состав "Бионорда" входят четыре компонента: соли калия и кальция, биофильная добавка, позволяющая уменьшить воздействие на животных и растения, а также ингибитор, который и помогает сделать действие вещества менее агрессивным.
Впрочем, традиционная песко-соляная смесь также все еще в ходу. Она позволяет плавить снег при температуре до 15-20 градусов мороза. Однако ее рецепт несколько изменился.
Ранее в Барнауле использовали вещество с содержанием соли в 15%. Теперь в центральной части города этот показатель вырастет до 20%. А подъемы и спуски в городе обрабатывают песко-соляной смесью без песка с использованием отсева дробления. Это позволит значительно лучше разрыхлять снег.
А вот жидкие реагенты в Барнауле применять по-прежнему не будут. Температурный режим города этого делать не позволяет.
Снова в деле
Заниматься содержанием дорог в снежный сезон 2022-2023 годов традиционно будет МБУ "Автодорстрой". Организация располагает 248 единицами снегоуборочной техники. Причем в последнее время ее арсенал пополнили новые машины, приобретенные в 2021-2022 годах. А к содержанию дорог "Автодорстрой" приступил еще в сентябре, когда снег в Барнауле только намечался.
Финансирование "Автодорстроя" в 2022 году также серьезно выросло. Предприятие получило на 100 млн рублей больше. Эти деньги пойдут на решение кадрового вопроса или попросту на привлечение новых работников. А средняя зарплата дорожника теперь составит 50 тысяч рублей. Всего же на содержание дорог зимой "Автодорстрой" получил 700 млн рублей.
Помогает "Автодорстрою" также и бюджетное учреждение "Благоустройство и озеленение". Организация была готова к зиме еще в октябре.
С целью содержания внутриквартальных проездов на территории города Барнаула администрации районов намерены задействовать 33 единицы снегоуборочной техники.
Всего к очистке улично-дорожной сети города от снега этой зимой планируется подключить 307 единиц снегоуборочной техники.
За содержанием барнаульских дорог следят шесть дорожно-эксплуатационных участков. Пять из них соответствуют районам Барнаула, а еще один занят содержанием важных транспортных "нитей" города: проспектов Ленина, Комсомольского, Социалистического, улиц Молодежной и Димитрова.
Вывезенный снег дорожники направляют в специальные снегоотвалы. Всего их зарезервировано семь, и они оборудованы шлагбаумами и контрольно-пропускными пунктами.
Главное – подготовка
Своего рода отмашкой перед полноценным началом снежного сезона стала проверка специальной техники. Выездное совещание на "Автодорстрое", посвященное готовности к непогоде, состоялось в октябре. Участие в нем приняли мэр Барнаула Вячеслав Франк, заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев, председатель профильного комитета Иван Гармат, а также руководство подведомственных учреждений, занятых очисткой дорожной сети и общественных территорий города.
"К началу зимнего сезона все технические вопросы отработаны, службы готовы к работе. Однако в этом году из-за перекрытия путепровода на проспекте Ленина дорожная ситуация существенно скорректировалась", – отметил глава города.
И для того, чтобы отреагировать на изменения в дорожной ситуации, мэрия и "дорожные войска" заготовили еще несколько новшеств, ранее незнакомых алтайской столице.
Особые зоны
Особенно важным для обеспечения чистоты дорог стало выделение в текущем снежном сезоне целого ряда городских участков, где в ночное время ограничена стоянка и парковка транспорта. Для этого даже установили новые дорожные знаки. Все это сделано для того, чтобы обеспечить беспрепятственную работу снегоуборочной техники.
Перечень особых зон, выделенных с 25 октября, выглядит следующим образом:
- четная малая проезжая часть ул. Малахова (от ул. Балтийской до пр-да Северного Власихинского);
- четная сторона ул. Островского (от ул. Антона Петрова до дома №68е на ул. Островского);
- четная сторона малой проезжей части Павловского тракта (от ул. Георгиева до ул. Попова);
- четная и нечетная стороны ул. Тимуровской (от малой проезжей части пр. Космонавтов до ул. Эмилии Алексеевой);
- четная и нечетная стороны ул. Георгия Исакова (от ул. Покровской до малой проезжей части ул. Малахова);
- четная и нечетная стороны ул. 40 лет Октября (от ул. Петра Сухова до малой проезжей части пр. Космонавтов);
- нечетная сторона ул. Молодежной (в районе здания №3, от здания №108а на пр. Комсомольском до пр. Сибирского);
- парковочная площадка в районе здания №105 на ул. Короленко;
- четная сторона пр. Строителей (от пр. Ленина до пл. Победы; пр. Строителей, 4; пр. Строителей – ул. Деповская);
- нечетная сторона ул. Северо-Западной (от ул. 80-й Гвардейской дивизии до пр. Ленина);
- нечетная сторона ул. Чудненко (от дома №5 до дома №187 на пр. Ленина);
- ул. Чеглецова (от пр. Ленина до ул. 80-й Гвардейской дивизии);
- малая проезжая часть ул. Малахова (в районе строения №62 на ул. Малахова);
- нечетная сторона пр-да Южного Власихинского (от ул. Шумакова до ул. Лазурной);
- нечетная сторона ул. Малахова (от ул. Германа Титова до пр. Космонавтов);
- нечетная сторона ул. Молодежной (от пр. Ленина до строения №7 на ул. Молодежной);
- нечетная проезжая часть ул. Шевченко, от пр. Ленина до пр. Комсомольского.
С 30 ноября добавится еще целый ряд участков:
- ул. Ползунова (от пр. Ленина до здания №30 (четная сторона);
- ул. Ползунова (от пр. Комсомольского до здания №22 (четная сторона);
- ул. Сергея Ускова (от ул. Взлетной до пр-да Северного Власихинского);
- ул. Сиреневая (от ул. Взлетной до ул. Балтийской (нечетная сторона);
- пр-д Северный Власихинский (от ул. Сергея Ускова до ул. Попова);
- пр-д Северный Власихинский (от ул. Малахова до ул. Лазурной);
- проезд в районе здания №8 на ул. 42-й Краснознаменной бригады;
- пр. Сибирский (в районе здания №30 на Обском бульваре);
- ул. Гаражная (в районе здания №1);
- ул. Смородиновая (в районе здания №18б);
- ул. Пролетарская (от пр. Красноармейского до здания №127а);
- в районе здания №1 на ул. Лесокирзаводской;
- пр. Красноармейский (от здания №103 до ул. Крупской (нечетная сторона);
- ул. Шукшина (от дома №5 до ул. Юрина).
Причем в случае необходимости перечень могут дополнительно расширить.
Бригады особого назначения
Еще одним важным новшеством, касающимся очистки дорог в сезоне 2022-2023 годов стало появление специальных дорожных бригад. Например, одна из них контролирует пешеходный путь около все того же путепровода на проспекте Ленина.
Это "спецподразделение" уже неоднократно выходило на работу. В бригаду вошли четверо дорожных рабочих (они заняты ручной уборкой части тротуара и лестничных маршей), два грузчика и экипажи пяти единиц техники. Что касается "автопарка", то он представлен трактором со щеткой для прометания тротуаров, трактором с ковшом, либо в случае необходимости фронтальным погрузчиком и самосвалом для вывоза снега. А коммунальная дорожная машина будет распределять реагент.
Работать специальная бригада будет круглосуточно. Однако ручная будет происходить в основном днем, а в темное время суток ее сменит механизированная уборка. Также на этом участке используют "экспериментальный" "Бионорд". Этот же реагент применяют и на многих других улицах, обладающих особенной транспортной важностью: Димитрова, Никитина, Молодежной, Анатолия и Партизанской.
Кроме того, отдельные бригады получили и те улицы, куда в период реконструкции путепровода и перенаправили городской транспорт. Это пр. Красноармейский, ул. Челюскинцев, Павловский тракту и пр. Калинина.
Особое внимание уделили участку пр. Калинина в районе ул. Кулагина и пр. Красноармейскому от пер. Геблера до ул. Крупской. Там будут применять все ту же модифицированную песко-соляную смесь с отсевом дробления. Причина проста: это два наклонных участка, где может возникать гололед, а у транспорта могут возникать сложности с подъемом в гору. К слову, именно такие неровности и стали приоритетными при очистке улиц в этом сезоне.
"Сводки с полей"
Пока что ситуация с очисткой барнаульских дорог остается достаточно стабильной. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что на очистку улиц выезжает лишь относительно небольшая часть специальной техники.
Так, с 9 по 10 ноября в городе работали 30 коммунальных машин и 15 тракторов. А уже 14 ноября улицы от снега очищали 77 единиц техники "Автодорстроя": 18 экипажей коммунальных дорожных и подметально-уборочных машин, трех пескоразбрасывателей и 12 тракторов с щетками, шесть фронтальных и два мини-погрузчика, а также 20 самосвалов.
Своего рода рекордом на данный момент стала "вылазка" 113 машин в ночь с 17 на 18 ноября. Чуть меньше, 105 единиц техники, работали в ночь с 18 на 19 ноября.
Однако все это не идет ни в какое сравнение с общим числом имеющейся в арсенале городских служб техники, который, как уже было сказано, превышает двести единиц. Что однозначно позволяет предположить: на случай серьезного "заснежения" улиц сил у города в достатке.
А где сейчас работает спецтехника и какие именно машины задействованы, можно узнать с помощью онлайн-карты.
Сталь и бетон
Впрочем, у большей части инноваций в зимнем содержании барнаульской транспортной инфраструктуры в 2022 году была одна весомая причина. Как уже было сказано, это реконструкция путепровода на Новом рынке, серьезно изменившая весь облик городской дорожной сети.
В связи с закрытием сооружения львиная доля общественного транспорта поменяла привычные маршруты. Водителям также пришлось адаптироваться под новые условия. Однако опасения многих о том, что город с началом реконструкции будет парализован, не оправдались. Не подтвердились и страхи некоторых горожан, связанные с зимним сезоном и соответствующим ростом дорожной нагрузки.
Реконструкция путепровода в Барнауле стартовала весной 2022 года. Впрочем, необходимость в ней назрела несколько раньше. Еще в 2016 инженерное сооружение изучила профильная экспертиза. Исследование путепровода показало: в его бетонных опорах уже появились трещины. А значит, настала пора серьезного обновления. Как позже сообщил "Толку" замглавы Барнаульского ДСУ№4 Денис Попрядухин (а именно эта организация и занимается реконструкцией объекта), состояние путепровода на момент начала работ было действительно плачевным: бетон буквально рассыпался в руках.
После того как состояние путепровода исследовали, власти Барнаула подготовили проект масштабной реконструкции. Эксперты оценили его и дали одобрительное заключение в 2022 году. Средства для воплощения проекта в жизнь город получил благодаря так называемому инфраструктурному кредиту от федеральной власти. Получению этой "ссуды" способствовало то, что у алтайской столицы не было крупных долгов.
Формальное начало обновления путепровода – 21 мая 2022 года. Именно в этот день движение по объекту полностью остановили. Однако первая плановая заморозка транспортного потока прошла несколько раньше – 10 мая. Ее целью было обеспечить условия для создания первого из двух запланированных разворотных трамвайных колец (большая часть электротранспорта города так или иначе проходит через путепровод).
Первое из двух колец создали возле торгового центра "Пионер". Сейчас, в период реконструкции, здесь разворачиваются два трамвая: №1 и 4. Для создания кольца использовали 19 тонн рельсов, 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал, 200 метров контактного провода и 500 метров несущего троса.
Второе кольцо разместили несколько "выше", на другом "берегу" проспекта Ленина, разделяемого железной дорогой в районе остановки "Дом быта". Общая длина рельсов там достигла 191 метра.
Прежде чем начать возведение нового путепровода взамен старого всем причастным, впрочем, нужно было решить ряд побочных задач. Например, устранить и перенести участки коммунальной инфраструктуры, расположенные на объекте. Оттуда убрали контактные сети электротранспорта, протянув взамен 230 метров новых коммуникаций. Трубу водоснабжения, расположенную там же, демонтировали, переподключив потребителей к новому источнику. Вынесли за пределы путепровода и электрические кабели.
Самым масштабным этапом коммунальных задач стали работы над обновлением тепловой магистрали, располагавшейся на путепроводе. Длина новой тепломагистрали составляла 590 метров, а появилась она рядом с первыми опорами нового путепровода. Через трубы этого объекта тепло получают 568 домов, расположенных в северо-восточной части Барнаула и в которых проживают порядка 50 тысяч граждан.
Новая тепломагистраль серьезно отличается от своей предшественницы. Так, часть ее защищена специальными футлярами. Это связано с близостью к железной дороге. Прослужить это сооружение должно, как минимум, 30 лет.
Также для создания нового путепровода, разумеется, необходимо было полностью демонтировать старое сооружение. На момент публикации эта работа практически завершена, и от сооружения остались лишь две старые опоры. В целях экономии времени их решено было убрать уже во время строительства.
Кстати, заметная часть материалов для строительства уже прибыла в Барнаул. Это, например, несколько партий металлоконструкций, изготовленных заводом "Тюменьстальмост". В первую очередь это стальные секции, из которых будут собирать пролетные строения нового путепровода. Общая стоимость всех этих деталей составляет 320 млн рублей вместе с доставкой. Всего использовано их при создании моста будет 60 единиц, а в Барнаул, по недавним данным, приехало уже 20% деталей.
Монтировать секции путепровода специалисты начнут в 2023 году после того, как закончат необходимое укрепление грунта. Вся конструкция сооружения будет трехпролетной и будет состоять из четырех опор. На первой и четвертой из них уже выполнено устройство буронабивных свай. Бурение на третьей опоре на момент публикации уже могло начать.
Устройство второй опоры выполнят на усиленном грунтовом основании. Для этого методом струйной цементации выполнят грунтоцементные элементы. Впрочем, этим же методом укрепят и остальные опоры. Все работы по укреплению грунта планируют завершить до конца 2022 года.
Однако финальную точку в реконструкции путепровода поставят лишь в ноябре 2023 года. После обновления путепровод получит три полосы движения транспорта (в обе стороны), две трамвайные линии и широкие пешеходные переходы. Все это позволит заметно разгрузить дорожную обстановку на этом участке, а учитывая его роль в городской инфраструктуре – и во всем Барнауле.