Жители Волчихинского района в недоумении, почему местная компания лесорубов не использует поваленные ураганом деревья, предпочитая целые насаждения. Ситуацию разъяснило краевое минприроды
Летом прошлого года по Волчихинскому району прокатился большой ураган. Пострадали не только отдельные постройки и местное кладбище, но и большой участок леса. Поваленными оказались тысячи кубометров древесины. Рядом работают лесорубы компании "Вострово Лес", но рубят они целые деревья, а не гниющий ветровал. У сельчан такой подход вызывает много вопросов. В поисках ответов они обратились к министру природных ресурсов и экологии Алтайского края Андрею Стрелковскому.
Совесть и разум
Проблему в очередной раз поднял один из неравнодушных жителей Алтайского края, уроженец села Солоновка по имени Сергей. Он обратился к главе ведомства в рамках прямой трансляции на площадке ЦУР.
По словам мужчины, масштабный вал деревьев из-за урагана произошел в зеленом массиве в районе сел Солоновка и Малышев Лог. Ветер повалил насаждения на большой территории, из-за чего пострадали тысячи кубометров так называемого делового леса (подходящих для лесопользования. – Прим. ред.).
Однако арендатор участка не спешит использовать ветровал. Вместо этого для лесозаготовок он рубит целые насаждения.
"Совесть-то еще есть у лесорубов? И разум?" – завершил свое обращение Сергей.
В министерстве о вывале леса знают, но быстро решить проблему не могут, сообщил Андрей Стрелковский. Руки чиновников, как и арендаторов, связаны действующим законодательством, жестко регламентирующим процесс оформления разрешительных документов на рубку бурелома. Как правило, он затягивается не меньше чем на год.
"Скорее всего, это связано с событиями начала и середины 2000-х годов, когда под видом санитарных мероприятий вырубалась хорошая древесина. Особенно это было заметно в Иркутской области и на Дальнем Востоке. Это привлекло внимание правоохранительных органов, после чего правила отбора и проведения санитарных рубок значительно ужесточились. Путь оформления документов стал длиннее и сейчас составляет почти один год", – пояснил Стрелковский.
К слову, это обращение главы минприроды к "опыту" Иркутской области выглядит весьма любопытным в контексте визита в Алтайский край заместителя генпрокурора России Дмитрия Демешина, который работал в нашем регионе 13 и 14 февраля.
Как сообщает тг-канал "Долгова", представитель генпрокуратуры в том числе весьма жестко высказался о ситуации с рубками леса на Алтае, заявив: "Под видом санитарных вырубают целые лесные массивы. А я обращаю ваше внимание, Антон Андреевич (обращение к прокурору Алтайского края Антону Герману. – Прим. ред.), что в Алтайском крае рубки гораздо масштабнее, чем в том же Приангарье, где уже посажена масса людей. У вас ни один чиновник не наказан в 2022 году по инициативе прокуроров! Не понятно, чем занимается прокуратура".
Длинный путь
Возвращаясь к ситуации в Волчихинском районе, то, как было заявлено в ходе прямого эфира с участием главы краевого минприроды, арендатором участка, где произошел ветровал, является компания "Вострово Лес".
В октябре прошлого года предприятие представило пакет необходимых документов, в том числе итоги проведения лесопатологического обследования с указанием объема вываленной древесины. Но в бумагах были допущены ошибки, из-за которых весь пакет пришлось вернуть на доработку, сообщил глава ведомства.
"В настоящее время арендатор заверил нас, что новые материалы лесопатологического исследования поступят в министерство в период с конца февраля по начало марта", – отметил Стрелковский.
Даже если документы будут оформлены надлежащим образом и без ошибок, им предстоит пройти еще несколько этапов, и дело может затянуться.
Спикер пояснил, что после проверки специалистами краевого минприроды бумаги отправятся в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, далее – на общественные слушания. Только после успешного прохождения всей процедуры компания "Вострово Лес" сможет приступить к санитарно-оздоровительным мероприятиям.
Если арендатор не предоставит весь пакет документов, то его ждут санкции. В частности, министерство может привлечь компанию к "административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности", заверил Андрей Стрелковский. В случае возгорания бурелом может помешать локализации пожара либо способствовать распространению.
Если и примененные меры не помогут, то решать вопрос стороны будут уже в суде.
"Не исключено и расторжение договора аренды участка. Но, думаю, в данном вопросе будет наведен порядок, потому что сам арендатор в таком исходе не заинтересован", – отметил министр.
Между тем после очистки участка от ветровальной древесины компания "Вострово Лес" должна будет провести лесовосстановительные мероприятия. В частности, высадить на месте бурелома лесные культуры.
Нарушения и наказания
Кстати, жители Волчихинского района регулярно жалуются на деятельность лесорубов предприятия "Вострово Лес". Люди уверены: организация уделяет мало внимания лесовосстановлению и рубит слишком много деревьев на арендованных участках.
Их также смущает работа спецтехники, "сметающей все на своем пути". Сельчане также настаивают, что под "снос" попадают не только разрешенные к вырубке насаждения в возрасте, но и здоровые молодые деревья.
"Есть фото и видео без времени "постаревшего" выпиленного молодняка", – отметил в своем обращении к министру житель района Сергей Лаптев.
На острые вопросы Андрей Стрелковский ответил, что в Волчихинском районе ведутся только выборочные рубки. Сплошные рубки в ленточных борах на территории региона не проводятся.
"Все мероприятия запроектированы и задекларированы в документах, с которыми работает управление лесами минприроды Алтайского края", – подчеркнул спикер.
Он также сказал, что лесорубы используют деревья возрастом более 101 года. А насаждения помладше (от 40 до 80 лет) регулярно подпадают под так называемые рубки ухода.
"Для таких видов работ характерна уборка тонкомерной древесины, мешающей соседним деревьям быстро вырасти и стать первым ярусом. Что же касается деятельности хайвестеров и хайвайдеров, то на территории ленточных боров она не запрещена. Поэтому арендаторы могут использовать данную технику", – пояснил министр.
В то же время ведомство жестко контролирует предприятия, заверил спикер. Одна из мер – выезд на место инспектора управления лесами. Он осуществляется минимум один раз в два месяца.
Судя по цифрам, которыми поделился министр Андрей Стрелковский, принимаемые меры держат лесозаготовителей в тонусе. Так, за четыре года работы с "Вострово Лес" были зафиксированы 33 нарушения правил ведения лесного хозяйства на территории Волчихинского района. 15 из них пришлись на 2019 год. В 2022 году число нарушений сократилось до пяти. За все это время сумма наложенных на предприятие штрафов составила 500 тыс. рублей".