Количество обращений к уполномоченному по правам ребенка в Алтайском крае снизилось, однако проблемы в регионе все еще остаются
Несмотря на ряд достижений, во многих сферах жизни дети в Алтайском крае все еще сталкиваются с серьезными проблемами и даже опасностями. Об этом в своем отчете перед депутатами АКЗС рассказала детский омбудсмен региона Ольга Казанцева, докладывая о работе в 2022 году. Самое важно из отчета – в материале "Толка".
Болевые точки
По данным, приведенным в докладе, в 2022 году к уполномоченному "на стол" поступили 880 обращений. Из них больше половины – от родителей и иных законных представителей детей. Сами же несовершеннолетние обращались не так уж часто: всего 34 случая. При этом общее число жалоб в сравнении с 2020 и 2021 годами снизилось. Тогда этот показатель составлял 1054 и 989 обращений соответственно.
Как правило, обращения исходили из крупных городов Алтайского края. Были и жалобы из других субъектов Федерации, включая даже Москву и Санкт-Петербург. Что же касается проблематики, то самой частой темой стали вопросы, связанные с правом жить и воспитываться в семье (238 обращений), правом на образование (130 обращений) и правом на социальное обеспечение и страхование (92 обращения).
Криминал и смертность
Согласно данным из доклада Казанцевой, в 2022 году от внешних причин в Алтайском крае умерли 66 детей. Самой частой причиной, уносившей детские жизни, стали транспортные несчастные случаи. Следом за ними самую большую опасность для детей представляют случайные отравления и несчастные случаи, связанные с водой. При этом показатель детских суицидов в регионе один из самых низких в Сибири.
Что же касается преступлений против несовершеннолетних, то их количество в 2022 году выросло с 2047 до 2156. Увеличилось число выявленных преступлений против половой неприкосновенности.
"Больше всего со стороны близких родственников подростки подвергались насильственным действиям сексуального характера (48). В отношении четырех подростков преступления совершены лицами, допущенными к работе с несовершеннолетними. Не исключены факты совершения преступлений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 14", – привела печальную статистику омбудсмен.
Сироты "биологические" и "социальные"
Детей-сирот, а также детей, лишившихся родительского попечения, на конец 2022 года в Алтайском крае насчитывалось чуть более восьми тысяч. Из них в 2022 году "выявлены" были 856. Однако доля "биологических" сирот, у которых не осталось родителей, составляет лишь 31,7% среди выявленных случаев.
"Низкий уровень ответственности за детей и асоциальный образ жизни взрослых приводит к тому, что в некоторых семьях дети становятся сиротами при живых родителях. Чтобы не допускать подобного явления, государство реализует комплекс мер по профилактике безнадзорности и социального сиротства", – заявлено в докладе.
Для борьбы с социальным сиротством в крае разработан и реализуется план мероприятий на 2022-2025 годы. На учете в органах системы профилактики края находятся 3627 семей, в которых проживают 7722 ребенка. Как сказано в отчете, эти семьи находятся в зоне риска: если работа по сохранению семьи эффективна, дети остаются в семье, если нет, то они приобретают статус сирот.
Также в отчете приводятся и данные о судебных исках об ограничении или лишении родительских прав. В первом случае удовлетворили 132 из 169 таких исков, во втором – 460 из 667.
Дефицит ресурсов
Положение, в котором находятся алтайские органы опеки и их сотрудники, получило собственный блок в рамках главы отчета о взаимодействии омбудсмена с органами власти.
Общее количество специалистов органов опеки в Алтайском крае составляет 170 человек. На их плечах – более 50 "государственных полномочий" и 600 "функций" в отношении 490 тысяч алтайских детей, среди которых 8670 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В год специалистам приходится проводить порядка 23 000 проверок, по 156 проверок на сотрудника. А получают за свой труд (по итогам 2021 года) работники в среднем 22 тысячи рублей. Причем объем работы ежегодно возрастает.
Охрана здоровья
Целый сегмент доклада был посвящен функционированию двух медицинских учреждений: КГБУСО "Егорьевский детский психоневрологический интернат" и КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Эрдмана Юрия Карловича". В первом, несмотря на то, что качество ухода за детьми ежегодно повышается, все же имеются проблемы, связанные с подбором специализированного питания и удаленностью от краевой столицы.
Во втором учреждении все значительно сложнее.
"Несовершеннолетние содержатся в помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Так, в медицинской организации отсутствует специализированное отделение для принудительного лечения женщин и несовершеннолетних граждан, дети размещаются вместе со взрослыми больными", – сказано в отчете.
Есть у учреждения и иные проблемы. Так, палатная площадь на одного больного не превышает четыре квадратных метра при нормативе в пять-шесть "квадратов", нет кабинета для проведения групповых занятий, рекомендуемая площадь которого должна составлять не менее 24 квадратных метров, а также других "необходимых для организации оказания психиатрической помощи помещений".
Кстати, о состоянии клиники в схожем ключе (и с акцентом на те же беды) высказывался и бывший краевой омбудсмен Борис Ларин.
Лучше, чем вчера
Депутаты отчет Казанцевой на сессии восприняли благосклонно и единогласно поддержали. Однако возможности еще раз высказаться об озвученных омбудсменом проблемах также не упустили.
Так, лидер "Коммунистов России" в АКЗС Сергей Матасов указал на то, что в аппарате омбудсмена работают всего четыре человека. При этом в соседних регионах, где детского населения зачастую значительно меньше, уполномоченный имеет куда больше помощников. В связи с этим Матасов обратился к краевым властям с просьбой предусмотреть дополнительные ставки.
С нехватки сотрудников в органах опеки начала выступление и депутат фракции ЛДПР Ирина Шудра. Она указала, что и эти структуры, и комиссии по делам несовершеннолетних необходимо расширить. Также Шудра перечислила проблемы, которые кажутся особенно важными лично ей: буллинг (в особенности в эпоху соцсетей), низкий уровень школьной медицины и нехватка детских психиатров, обеспечение детей и семей с детьми жильем и даже падение рождаемости.
Для этого либерал-демократы предлагают создать новый орган – депутатскую вертикаль. Он будет состоять из представителей Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов краевого законодательного собрания и алтайских муниципалитетов. Этот орган, по словам Шудры, сможет гораздо быстрее решать различные вопросы, так как политики смогут напрямую обращаться к своим "старшим товарищам".
Депутат фракции "Единая Россия" Ирина Солнцева же просто выразила признательность Казанцевой за ее работу.
"Мы видим не только эффективную работу уполномоченного по правам ребенка, но и человека, который искренне желает помочь каждому ребенку", – подчеркнула Солнцева.
Глава фракции "Справедливая Россия – За правду" Александр Молотов отметил, что ранее у эсеров (да и других фракций) к омбудсмену были претензии, однако сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.
А вот заключительное слово спикера Александра Романенко было несколько более строгим.
"Динамика смертности среди наших детей говорит о том, что мы еще плохо работаем в этом направлении. Потерять 73 [ребенка] в прошлом году и 66 в этом году... Вдумайтесь, в эти выходные четверо маленьких детей сгорели у нас на пожарах", – сказал Романенко.
И если в одном случае ситуацию, по его словам, "можно еще объяснить", то в другом, произошедшем в неблагополучной семье, все, по мнению политика, говорит о том, что все ответственные структуры сработали плохо. А значит, всем предстоит еще очень много совместной работы.