Эксперимент по внедрению маркировки кормов для домашних питомцев должен стартовать в декабре 2023 года. Ожидается, что он продлится чуть меньше года
С 1 декабря в России должен начаться очередной эксперимент, связанный с маркировкой определенной категории товаров. На этот раз он охватит корма для домашних животных. Пока что нововведение пройдет в добровольном порядке, однако, по всей видимости, "настоящее" внедрение маркировки также уже не за горами. Что об этой инициативе думают сами представители отрасли и как она может отразиться на рынке, выяснял корреспондент "Толка".
Учет и контроль
Согласно проекту правового акта об эксперименте, он пройдет с 1 декабря 2023 года по 1 ноября 2024 года. Среди достаточно обширного списка целей эксперимента указаны "определение и согласование" состава сведений о товаре, позволяющего идентифицировать "товарную единицу кормов", тестирование возможностей использования технологии и организация эффективного взаимодействия власти с производителями.
Участвовать в эксперименте предстоит властям, участникам оборота кормов, а также операторам упомянутой системы, операторам электронного документооборота и операторам фискальных данных. Впрочем, все это, как уже было сказано, пока что сугубо добровольно и по заявкам.
Что же касается самой информационной системы, используемой в эксперименте, то ее оператором выступит ООО "Оператор-ЦРПТ": авторы "Честного знака". Что позволяет предположить, что именно это решение и будет использоваться в случае реального введения маркировки кормов.
Маркировочный сдвиг
О грядущем эксперименте по маркировке кормов было известно еще в 2022 году. Впрочем, первой датой его предположительного начала должно было стать 1 мая. Однако в последствии идею временно "притормозили".
Как сообщает портал Союза предприятий зообизнеса, вернулись к ней в Минпромторге уже в июне 2022 года. Ведомство разместило новую версию проекта постановления правительства о проведении эксперимента: именно ту самую редакцию документа, которая описана выше.
Сейчас она находится на стадии "завершения антикоррупционной экспертизы". Также в процессе и "подведение итогов общественного обсуждения текста проекта". Первая процедура последний раз обновлялась 30 сентября, вторая 7 октября.
Некоторые любопытные подробности вокруг эксперимента также привел портал "Ветеринария и жизнь". В интервью с президентом Национальной ассоциации зооиндустрии Кириллом Дмитриевым сказано: несмотря на то, что первый старт проекта был изначально назначен на 1 мая 2022, на сайте "Честного знака" якобы было объявлено о запуске этой инициативы уже с 1 марта. Что, как сообщает портал, эксперты оценили как "попытку прощупать отрасль на предмет доверия к проекту".
Дополнительные траты
Отношение к эксперименту среди самих "участников оборота кормов", что достаточно ожидаемо, оказалось скептическим и даже откровенно негативным. Найти среди них сторонников маркировки не удалось.
Так, например, в барнаульской компании "Биотоп+", производящей корма для кошек и собак, отмечают, что в маркировке просто не видят смысла.
"Производитель кормов произвел упаковку под тонны кормов, и ему нужно будет дополнительно заказывать наклейки, появляются и другие новые расходы, которые отразятся на цене", – отмечают в компании.
Схожую позицию занимают и в компании "БЭКС", расположенной в Кемеровской области. Однако здесь расценивают эту инициативу как зло в целом неизбежное и уже практически случившееся.
"Понятно, что до конца 2024 года введение маркировки как-то аргументируют", – заявляют в "БЭКС".
При этом собеседник "Толка" в фирме и сам привел дополнительные аргументы в пользу введения маркировки в отрасли: по его словам, большая часть сырья, используемого для изготовления кормов, и так проходит через маркировку, а именно через систему "Меркурий".
Как полагают в компании, введение маркировки при этом в отрасли воспримут стоически: покидать из-за нее рынок никто не будет.
Наконец, в компании "Алейскзернопродукт", для которой производство кормов является одним из важных направлений, сообщили, что участия в эксперименте принимать не намерены, а просто продолжат маркировать имеющуюся продукцию согласно актуальным требованиям закона.
Скептически, по всей видимости, настроены и как минимум некоторые продавцы кормов. Например, той же позиции по маркировке придерживаются и в ветцентре "Авет", где указывают на те же проблемы, связанные с маркировкой: отсутствие необходимости и связанный с ней рост цен.
Впрочем, со всеми этими доводами не согласны в "ЦРПТ".
"Эксперимент добровольный и бесплатный. После введения обязательной маркировки роста цен также не будет: ни в одной маркируемой товарной группе, их уже 16, маркировка к нему не привела. Более того, согласно данным исследований, стоимость маркируемых товаров растет медленнее, чем у другой продукции, то есть маркировка становится фактором сдерживания цен", – сообщили в "ЦРПТ".
Как заявляют в компании, доля нелегальной продукции на рынке составляет 16%. Обеление рынка за счет введения маркировки, как считают в компании, позволит легальным производителям нарастить продажи и занять новые рыночные ниши.
Однако перспективы маркировки в ее "экспериментальном" формате пока что выглядят скорее сомнительно. Если же она все-таки станет реальной мерой, участникам рынка, по-видимому, просто придется с этим смириться. Тем более, что она, возможно, и правда может дать им названные "ЦРПТ" плюсы.