В Барнауле вновь встал вопрос об увеличении тарифов на проезд в общественном транспорте. "Поднять нельзя оставить" – куда, а главное почему, нужно поставить запятую, "Толк" спросил у перевозчиков
Перевозчики Барнаула обратились в администрацию города с просьбой поднять тарифы на проезд. С одной стороны, это мера крайне непопулярна и вряд ли найдет поддержку среди населения. С другой, в этом сложном вопросе есть масса подводных камней, которые могут оказаться фатальными для транспортной отрасли в целом, отмечают эксперты. Мэрия пока взяла паузу, но готова вернуться к вопросу после того, как будет доработана документация с обоснованием пересмотра цен. "Толк" обратился к перевозчикам, которые не один год обслуживают пассажиров столицы края. Почему тариф нужно поднимать и что ждет сферу общественного транспорта, если этого не сделать, – в нашем материале.
Не очень заметные факторы
Вопрос о том, что установленная цена проезда в общественном транспорте в должной мере не покрывает всех расходов перевозчиков, поднимается постоянно. Год назад он встал ребром из-за повышения курса доллара, отметил барнаульский пассажироперевозчик Владимир Заволокин. От этой точки и начали "плясать" цены, в том числе на важные для транспортных предприятий позиции.
Причем рост цен на топливо – лишь вершина айсберга, который может "утопить" транспортную отрасль в Барнауле, уверены игроки рынка пассажироперевозок. Скачки стоимости горючего, которые в конце концов стабилизировали на уровне федерального Правительства, хоть и ударили по перевозчикам, но не стали основным аргументом в пользу повышения тарифов, рассказал барнаульский предприниматель Антон Еньшин. Его предприятие обслуживает маршруты №6, 78, 41.
"Если подвести итоги прошедшего года (с момента повышения цен на проезд), очень сильно изменился рынок труда. В первую очередь перемены коснулись зарплат. И это просто катастрофа. Для того чтобы конкурировать с другими отраслями (куда могут уйти водители. – Прим. ред.) и хоть как-то удерживать сотрудников, мы должны выдерживать достойный уровень заработных плат. Люди хотят получать хорошую зарплату, и это нормально", – рассказал собеседник "Толка".
В данном случае речь идет не только об экипажах – водителях и кондукторах. В штат "нормального предприятия" входит немало сотрудников из числа обслуживающего персонала. Это механики, слесари, электрики, "кузовщики", диспетчеры, медики и т. д.
"И они тоже ждут повышения зарплат. Но в сложившейся ситуации мы не можем поднять заработные платы людям в два раза, чтобы их хоть как-то удержать. Мы не в магазине, где можно, например, увеличить стоимость яиц в два раза", – отметил собеседник "Толка".
Тяжелые проценты
Кроме того, подорожали запчасти, и это больно ударило в целом по транспортной отрасли в самом широком смысле. Антон Еньшин подсчитал, что в среднем рост составил 40–50%. А по отдельным позициям стоимость запчастей увеличилась на все 100%.
"А еще есть масла, колеса. Список можно продолжать до бесконечности. Автовладельцы наверняка знают, из каких комплектующих состоит машина и что нужно для ее обслуживания. Все перечисленное – лишь часть проблем, с которыми приходится справляться. А ведь с 1 января в России поднимут МРОТ, а это потянет за собой рост налогообложения, страховых выплат и т. д. И все это ложится на предприятия", – заметил собеседник.
Вдобавок ко всему, как и простых граждан, перевозчиков коснулся и рост коммунальных платежей, что также больно ударило по предприятиям, добавил, в свою очередь, Владимир Заволокин.
"Сейчас идет речь о поднятии тарифов только в июне этого года, но мы уже получили от "Газпрома" письма о том, что увеличивается стоимость газа. Кроме этого, арендодатели подняли арендную плату, дорожает налогообложение – поднимается минимум на 20%. Обслуживающий персонал тоже ждет повышения зарплат, но по объективным причинам мы их поднять пока не можем", – отметил он.
Более того, в разы увеличились расходы на подвижной состав. Город, а главное, пассажиры ждут новые комфортабельные автобусы разной вместимости, а тем временем цены на них безудержно растут.
"Рост цен увеличился в среднем на 30%. На днях мы приобрели "Газель". Ее стоимость – более 4 млн рублей. А это "Газель", которая еще год назад стоила 2–3 млн рублей. Плюс нужно учитывать повышение банковской ставки. Кредиты и лизинги ощутимо подорожали – за год примерно на 10%. Процентная ставка Центробанка была 7%, сейчас – 16%. И если раньше мы брали кредиты от 12% до 15% годовых, то сейчас это 26–29%", – поделился примерными расчетами перевозчик.
Тупиковая ситуация
Антон Еньшин добавил: выходя с предложением о повышении стоимости проезда, перевозчики опираются на всю совокупность вышеобозначенных (и не только) факторов, о которых мало кто из горожан задумывается, садясь в автобус или маршрутку. Поэтому предприятия не очень-то надеются на понимание с их стороны.
"Критика всегда была и будет. Мы одни из первых принимаем негатив, что бы ни случилось. Но уверен, что некоторые пассажиры, которые видят, как растут цены в магазинах и что творится в экономике, отреагируют более или менее спокойно. Нужно понимать, если мы хотим, чтобы общественный транспорт работал, нужно быть готовыми к росту цен за проезд, а иначе – все. Если предприятия начнут закрываться, реанимировать их будет очень сложно. Развалить все можно за неделю, но что делать потом? Словом, ситуация тупиковая…" – поделился своим видением ситуации перевозчик.
Перевозчики добавляют: в других городах уже приняты решения о росте тарифов. Далеко ходить не надо. Так, с конца ноября этого года стоимость проезда в маршрутках Рубцовска выросла до 35 рублей. Столько же будет стоить проезд в автобусах Новосибирска. В Кемерове чуть дешевле, но дороже, чем в Барнауле – 32 рубля.
А вот в Омске цена одной поездки на автобусах Пассажирского предприятия № 8 составляет 48,85 рублей. Причем пассажиры оплачивают только часть суммы (30 рублей), остальное перевозчикам компенсируют из бюджета.
В Барнауле цену проезда повышали в начале этого года. Администрация пошла на непростой шаг и увеличила стоимость билета до максимального на сегодняшний день уровня в 30 рублей.
Отложенное решение
Вопрос о тарифах на проезд в мэрии Барнаула рассмотрели в четверг, 21 декабря. Для этого провели совещание представителей городских властей с пассажироперевозящими компаниями, где были обозначены основные аргументы в пользу повышения проезда, сообщили в пресс-службе горадминистрации.
Как сообщил председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту Валерий Ведяшкин, в ноябре этого года предприятия передали в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности "документы по вопросу возможного пересмотра и расчета новой стоимости проезда в общественном транспорте".
"Также от предпринимателей, работающих по нерегулируемым тарифам, поступил ряд уведомлений о намерении пересмотреть размер платы пассажиров за перевозку", – отметили в мэрии Барнаула.
Однако решение вопроса пока поставили на паузу. Выяснилось, что к документам, переданным в комитет, есть замечания, – их вернули обратившимся для доработки.
"Вопрос будет рассматриваться в дальнейшем. Пассажироперевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам, предложено не принимать решение об изменении платы за проезд до рассмотрения вопроса на городском координационном совете по ценообразованию", – подчеркнули в пресс-службе городской администрации.
Каким будет решение, пока неизвестно. Ясно одно: сфера пассажирских перевозок требует перемен. Насколько они будут кардинальными, покажет время. Мы же напомним, что в Барнаул приехали первые автобусы из большой партии низкопольных машин большой вместимости. Они будут обслуживать маршруты нового муниципального транспортного предприятия, которое планируют открыть на базе Горэлектротранса. На него некоторые эксперты, в том числе из администрации города, возлагают большие надежды в части улучшения транспортной ситуации в городе.