Образцовые бомбоубежища находятся на двух алтайских ТЭЦ - об этом, ссылаясь на данные проверок, заявляют сами энергетики. Строительство личного бункера - авантюра на десятки миллионов рублей
Пока крайимущество через суд пытается вернуть в собственность региона несколько бомбоубежищ, а на самом высоком уровне периодически звучат призывы провести ревизию таких объектов, многие жители городов задаются вопросом, где прятаться в случае ЧС. Барнаульская компания, которая строит и реконструирует бомбоубежища, отмечает всплеск посещаемости на своем сайте. Что касается общественных укрытий, то "чувствительную" информацию об их расположении и состоянии в краевом главке МЧС не раскрывают.
Дорогое удовольствие
Интернет-поисковик выдает как минимум две организации в Барнауле, специализирующиеся на строительстве защитных бункеров. Одна из них, судя по информации на сайте, предлагает полностью "упакованный" объект с генератором кислорода, лабораторией по выращиванию биологического питания и устройствами для переработки естественных отходов. Это мобильное строение, которое можно перевозить и при желании помещать в бетонную шахту. Цена вопроса – от 10 млн рублей.
"Толку" удалось связаться со второй компанией, где порядок цен подтвердили.
"Для частников мы еще не строили, но судя по тому, что люди хотят, – раньше где-то от 10 млн это стоило, сейчас, думаю, за 15 млн реально сделать небольшое убежище под домом для двух-трех человек, не слишком высокой степени защиты. В объектах гражданской обороны стараются достигнуть максимальной степени автономизации: автономная система канализации, электроснабжения, вентиляции. Противовзрывные клапаны устанавливаются, чтобы взрывная волна не попала внутрь. Все должно быть крепкое, прочное. Например, не допускается использование плитки, потому что при сотрясении она может отваливаться", – поясняет руководитель компании Сергей Перепелица.
По словам эксперта, у компании есть опыт реконструкции действующих "общественных" бомбоубежищ (называть которые собеседник не стал): диапазон цен на эти услуги обозначить сложно, так как каждый бункер индивидуален, но речь также идет о миллионах рублей.
К тому же, отмечает Сергей Перепелица, те помещения, с которыми его специалистам приходилось иметь дело, были построены 40-60 лет назад и находились в запущенном состоянии.
"Ажиотажного спроса на строительство частных убежищ я не заметил в нашем регионе, но просмотров у нашего сайта много. От государственных учреждений периодически поступают предложения проектировать довольно серьезные объекты гражданской обороны. Последние три года это наблюдается. Были прецеденты, что отменялись уже даже выигранные закупки по объективным причинам. Сметы были слишком низкие. Когда начинали оценивать, понимали, что этого недостаточно для восстановления функционала убежища", – продолжает Перепелица.
В риелторском сообществе Алтайского края интереса к частным домам с собственными убежищами, как и особого наличия таких объектов на рынке недвижимости, пока не замечено: по словам Константина Никитеева, изменение структуры спроса наблюдалось разве что в пандемию, когда многие стремились приобрести домик в деревне.
"У нас бомбоубежища, может быть, у кого-то и встречаются, но это не является чем-то массовым. А вот, например, в Москве и Питере это нормальное явление, когда в дорогих домах есть бомбоубежище. В мирное время оно используется как библиотека, какой-то укромный уголок или даже винный погреб. Я даже слышал, что в таком помещении прятался парень от своих кредиторов", – добавляет основатель компании "Алтайская Элита" Олег Гильгенберг.
Роль своеобразного убежища может сыграть подвал, однако, отмечает эксперт, в крае в последнее время наблюдается "мода" не устраивать таких помещений в коттеджах и административных зданиях: это дополнительные расходы, к тому же есть риск их подтопления из-за нарушения гидроизоляции.
Секрет полишинеля?
Информацию о количестве, расположении коллективных бомбоубежищ и их готовности принять на себя возможную нагрузку "Толк" запросил у краевого главка МЧС. Редакция получила предельно короткий и "сухой" ответ.
"Сведения о защитных сооружениях гражданской обороны являются закрытой информацией, в соответствии с приказом МЧС России. Дополнительно информируем, что во всех организациях и общественных местах массового скопления людей оборудованы уголки гражданской обороны, осуществляется подготовка населения в учебно-консультационных пунктах муниципальных образований, где проводится работа по разъяснению населению о порядке действия при угрозе или возникновении ЧС", – говорится в официальном письме ведомства.
Однако в материалах краевых СМИ, вышедших в разные годы, отмечалось, что бомбоубежища имеются на ряде промышленных предприятий региона и на других режимных объектах. Кроме того, информация об укрытиях всплывала во время имущественных споров вокруг таких объектов, как это было в случае с барнаульским аэропортом. Список убежищ также легко "гуглится".
Например, многие настойчиво писали о наличии защитного сооружения в барнаульском ТЦ "Россия". По словам владельца, когда-то оно действительно там было, но сейчас это обычная "бытовка".
"Я узнал, что в здании есть бомбоубежище, только после того, как выкупил его. Мы, собственно, и найти его сначала не могли. Потом увидели, что есть железная дверь и глухое помещение, причем из простых блоков, площадью 70 кв. метров. Узнали, что оно относится к пятой категории и подлежит списанию. В течение 10 лет мы этим вопросом занимались. И бомбоубежище списали – даже МЧС-ники сказали, что оно не соответствует нормам. Потом в установленном законом порядке по существующим расценкам мы его выкупили. Сейчас там бомбоубежища нет", – рассказал Борис Князев.
Довольно обстоятельно о своих бомбоубежищах "Толку" рассказали в Сибирской генерирующей компании (СГК). Ресурсовики поделились, что по итогам смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) в 2024 году убежища Барнаульской ТЭЦ-2 и "БийскЭнерго" заняли первые места в своих городах. Укрытия СГК рассчитаны на самые агрессивные виды воздействий, включая химические и биологические атаки, а также проникающую радиацию.
"Защита от ударной волны и обломков разрушающихся зданий обеспечена прочными ограждающими конструкциями и противовзрывными устройствами. Эти конструкции защищают также от воздействия проникающей радиации, светового излучения и высоких температур. Для защиты от отравляющих веществ, бактериальных средств и радиоактивной пыли сооружение герметизируется и оснащено фильтровентиляционной установкой. Установка очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в убежище избыточное давление, препятствующее прониканию зараженного воздуха внутрь помещения через мельчайшие трещины", – сообщили в СГК.
В помещениях также есть свое ЖКХ в виде канализации, водопровода и электроснабжения, созданы запасы воды и продовольствия. Однако спрятаться в образцовых убежищах ТЭЦ смогут далеко не все: как сказано в ответе, они рассчитаны "на укрытие только наибольшей работающей смены организаций".
Как отмечают специалисты (и как учили в школе на уроках ОБЖ), если за окном завоет тревожная сирена, адрес ближайшего укрытия сообщат по телевизору.
Выводят из сумрака
В картотеке Арбитражного суда значится четыре иска, связанных с возвратом подвальных помещений в собственность края. В качестве ответчиков выступают компания "БАМЗ", управляющая ТЦ "Галактика" и расположенным рядом зданием, предприятия "АСМ-Алтай", "Актив Холдинг" (связаны с ХК "Барнаульский станкостроительный завод") и одно физлицо. В крайимуществе подтверждают, что "спорные" помещения относятся к объектам гражданской обороны.