Развязка, которую еще не начали строить в Барнауле, "подорожала" на полмиллиарда

Визуализация проекта транспортной развязки на ул. Власихинской
Визуализация проекта транспортной развязки на ул. Власихинской Фото: "РосИнсталПроект"

Два уровня, включая эстакаду, здания под снос и почти 4 млрд на строительство – "Толк" собрал самые интересные факты о транспортной развязке в Барнауле, которая может появиться на ул. Власихинской

О том, что в Барнауле планируют построить вторую транспортную развязку на улице Власихинской, знают даже в Москве. Инициативу поддержало Федеральное собрание, рекомендовав Минтрансу России внести ее в госпрограмму по развитию транспортной системы. Когда это произойдет, непонятно. Минтранс Алтайского края рапортует, что делает все возможное. Тем временем за два года "ожидания" проект подорожал на 500 млн рублей. Сегодня его реализацию оценивают почти в 4 млрд рублей – на целый миллиард больше строящейся на Змеиногорском тракте развязки в три уровня. За что такие деньги? Чтобы разобраться, "Толк" собрал все, что известно об объекте на сегодняшний день.

Где хотят построить новую развязку

Пересечение улицы Власихинской и Объездной дороги
Пересечение улицы Власихинской и Объездной дороги
Фото: Виталий Барабаш/"Толк"

Вторую по счету, но не по значимости, развязку планируют возвести в Индустриальном районе – на перекрестке улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор. Транспортный узел считается узким местом, чья пропускная способность уперлась в свой потолок.

Дорожный эксперт, заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов в беседе с "Толком" пояснил: вместе с авторазвязкой на Змеиногорском тракте новый объект встроится в единую схему движения транспорта через Барнаул по экономически важным направлениям. Во-первых, со стороны Павловска через окраину спального района города в Рубцовск и до границы с Казахстаном. Во-вторых, со стороны Павловска, через Змеиногорский тракт – на Новый мост, Чуйский тракт и дальше.

Когда стартует строительство

Сроки не определены. Пока речь идет о перспективе строительства. В идеале – ближайшей. Но, как это часто бывает, вопрос уперся в поиск финансирования.

Стоимость развязки на улице Власихинской в Барнауле оценили в 3,9 млрд рублей

Развязка станет частью федеральной программы развития транспортной системы и должна существенно разгрузить городские дороги

Впрочем, на первый взгляд сомнений в успешной реализации задуманного, нет. Строительство второй развязки продвигают региональные и поддерживают федеральные власти. В прошлом году возведение дорожного объекта одобрили в Совете Федерации. Судьбу развязки обсудили в рамках Дней Алтайского края в Совфеде. Министерству транспорта России рекомендовали внести объект в государственную программу "Развитие транспортной системы".

На днях о планах построить развязку министр транспорта Алтайского края Андрей Подолян сообщил на заседании общественного совета при Росавтодоре.

"Принимаем все меры для включения данного объекта в федеральную программу развития транспортной системы. Уверен, что новые дороги и развязки существенно улучшат транспортную доступность Алтайского края, повысят безопасность дорожного движения и создадут более комфортные условия для передвижения граждан и грузовых потоков. Также улучшится транспортная инфраструктура курортных зон, что усилит привлекательность региона для туризма", – сообщил министр.

Сколько стоит еще одна развязка

Пересечение улицы Власихинской и Объездной дороги
Пересечение улицы Власихинской и Объездной дороги
Фото: Виталий Барабаш/"Толк"

Пока речь идет о сумме в 3,9 млрд рублей, не раз сообщал министр Подолян. И это на 1 млрд больше, чем стоимость объекта на Змеиногорском тракте, старт строительства которого пришелся на весну 2023-го. Для сравнения: возведение транспортной развязки №1 (причем в три, а не два, уровня) в свое время оценили в 2,9 млрд рублей.

В тоже время объем денежных вливаний во вторую развязку рассчитали, исходя из цен 2024 года. Не исключено, что стоимость проекта придется пересмотреть. Тем более, что такое уже было. В ценах 2022 года власихинская развязка могла бы обойтись на 500 млн рублей дешевле. Три года назад разработчик проекта оценил строительно-монтажные работы чуть более чем в 3,5 млрд рублей, говорится на его официальном сайте.

Какой будет развязка №2

Схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта
Схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта
Фото: "РосИнсталПроект

Двухуровневой. Верхний уровень представлен эстакадой, нижний – дорогами по улице Власихинской и "объездной".

"Согласно проекту, шоссе Ленточный Бор пройдет по путепроводу и левым поворотом уйдет на улицу Власихинскую. По нему разведена улично-дорожная сеть, установлено два светофорных объекта – для автотранспорта и пешеходов", – рассказал нашему изданию представитель компании, проектировавшей объект.

Мечта в два уровня: какой запроектировали еще одну развязку в Барнауле. Рендеры

Перспективу строительства развязки № 2 в прошлом году одобрили в Совфеде и рекомендовали Минтрансу России рассмотреть вопрос о включении объекта в "транспортную" госпрограмму

Все дороги в границах второй развязки будут капитальными, покрытыми асфальтобетоном.

Общая протяженность дорожного полотна развязки составит около 970 метров. Самой длинной запроектирована часть с эстакадой. Ее протяженность оценили в 830 метров. Здесь будет от четырех до шести полос. Расчетная скорость – 60 (70) км/час, но она будет снижена до 40 км/час на участке подпорных стен и путепровода.

Более короткой будет дорога со стороны Власихинского кладбища. Ее протяженность составит всего 135 с небольшим метров. Здесь разработчики заложили три-четыре полосы для движения и те же 60 км/час вероятной скорости автомобильного движения.

На сегодняшний день проект готов к реализации. В октябре 2023 года он получил положительное заключение Государственной экспертизы Алтайского края. Объект значится в государственном реестре заключений. В качестве застройщика в карточке фигурирует заказчик в лице "Алтайавтодора".

Что предусмотрено для пешеходов

По словам собеседника "Толка", о них тоже позаботились. На нижнем (нулевом) уровне развязки появятся тротуары и "зебры", которых так не хватает в этом мете. Путепровод будет только для машин. Вдобавок, на рендерах видно, что в районе развязки проектировщики заложили ограждения и шумозащитные щиты со стороны застройки по улице Власихинской (в сторону "малаховского" кольца у "Ашана").

Визуализация проекта транспортной развязки на ул. Власихинской
Визуализация проекта транспортной развязки на ул. Власихинской
Фото: "РосИнсталПроект"

Что ждет окружающую застройку

Ничего страшного, либо полный передел. По словам представителя компании, проектировавшей объект, разработчики максимально сохранили существующие здания. Вместе с тем, в прошлом году вышло постановление за подписью губернатор Алтайского края Виктор Томенко.

Развязка №2 в Барнауле: какой она будет и во сколько оценили объект в 2024 году. Фото

Проект для большого дорожного объекта готов и благополучно прошел государственную экспертизу, известна и его примерная стоимость. Однако пока о каких-либо сроках строительства говорить рано

В нем говорится об изъятии земель под строительство развязки на улице Власихинской. Как пояснил на тот момент министр транспорта Антон Воронов, процедура является необходимым условием для проектирования такого рода объектов.

Какие объекты хотят изъять

В списке 22 пункта – 20 участков и два здания по улице Власихинская, 144г. Согласно данным Публичной кадастровой карты, по этому адресу значится целый комплекс капитальных объектов. Изъятию же подлежат лишь некое нежилое здание и проходная. Но это в первом постановлении.

В ноябре 2024 года вышло еще одно постановление. В нем под 22-м номером вместо нежилого здания фигурирует недострой по улице Власихинской, 144д. Судя по содержанию документа, список на изъятие еще и расширили. В него добавили: сооружение по улице Власихинской, 144г, здание с литерой "144в" и заправку на шоссе Ленточный бор, 1.

Отметим, что несколько лет АЗС считалась заброшенной. В 2023 году, когда в городе начали активно обсуждать строительство второй развязки, вместо нее открылась новая заправочная станция Terminal.

Перекресток улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор и его окружение. Октябрь 2024 года
Перекресток улицы Власихинской и шоссе Ленточный бор и его окружение. Октябрь 2024 года
Фото: Виталий Барабаш

Какие сложности прогнозируют эксперты

Все по классике: заторы в районе стройплощадки, распределение транспортных потоков, ввод временных схем движения транспорта, корректировка автобусных маршрутов и т.д. Все это Барнаул уже проходил во время реконструкции моста на Новом рынке. И частично ощутил в разгар строительства транспортной развязки на Змеиногорском тракте.

Обходы Барнаула: какие дороги в будущем разгрузят город от фур и спасут от пробок

Спасительные обходы и "дорога жизни" прошли экспертную проверку и вошли в обновленную версию Генерального плана Барнаула. Разбираемся, где их могут проложить в будущем и что они изменят

"Мне кажется, все плюсы таких объектов мы почувствуем, когда откроют развязку на Змеиногорском тракте. В Новосибирске много таких объектов. И это очень удобно. Думаю, когда в Барнауле построят еще одну, когда ее откроют и все будет хорошо, все останутся довольны", – заметил в беседе с "Толком" перевозчик Николай Усольцев.

Существуют ли альтернативы

Их немного. Самым дешевым могло бы стать большое транспортное кольцо, наподобие третьего "малаховского", построенного напротив ТРЦ "Волна". Но, судя по всему, этот вариант серьезно не рассматривался. К тому же, пропускная способность такого объекта тоже конечна.

Зато ранее планировали построить протяженный обход Барнаула. Однако объект чересчур капиталоемкий. Реализация такого амбициозного проекта могла бы обойтись бюджету примерно в 70 млрд рублей. При том, в ценах 2024 года. Подсчеты озвучил вице-премьер региона, министр экономического развития Алтайского края Евгений Дешевых в рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации.

Как появился проект новой развязки

О строительстве развязок в Барнауле заговорили еще в 2016 году. Причина простая: город растет, растет и автомобилизация в нем. Свой отпечаток накладывает и статус региональной столицы, что неизбежно увеличивает транзитный поток грузового и автомобильного транспорта.

Все, везде, но не сразу. Какие масштабные дорожные объекты могут появиться в Алтайском крае

Больше всего дорожно-транспортных новшеств, если не считать Барнаул, в ближайшем будущем может получить Бийск: это сразу несколько развязок и даже новые трамвайные линии

Эксперт кафедры организации и безопасности движения АлтГТУ Александр Токарев тогда отметил два пути решения надвигающейся проблемы. Один из них – строительство новых магистралей и развязок.

В 2019 году в минтрансе Алтайского края впервые всерьез анонсировали строительство в Барнауле развязок в разных уровнях. Спустя всего два года министерство перешло от слов к делу.

В апреле 2021 года стартовал конкурс на поиск подрядчика, готового взяться за разработку проекта для трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте. Тендер стоимостью 33 млн рублей выиграл известный алтайский институт "АлтайИндорПроект".

А уже в начале июня того же года запустили конкурсные процедуры, чтобы определить исполнителя для создания проекта развязки (только уже в два уровня) на улице Власихинской. Победителем признали новосибирскую компанию "РосИнсталПроект". Цена контракта составила 26,1 млн рублей.

Что изменилось, пока шла работа над проектом

Любопытно, что по стечению обстоятельств, история создания развязок так или иначе сопряжена с кадровыми перестановками. Например, "развязочные" тендеры разыгрывали в период, когда ушел в отставку оскандалившийся Александр Дементьев. Он стал фигурантом уголовного дела о взятке. Чиновника осудили на четыре года строгого режима. Кресло главы перешло к его заместителю – Валерию Никитюку, которого назначили врио министра.

В Барнауле изымают землю для еще одной развязки. Где она будет и что о ней известно

Краевые власти запустили процесс изъятия земельных участков и объектов недвижимости для реконструкции дороги на пересечении Власихинской и шоссе Ленточный Бор

В феврале 2022 года Никитюк тоже оставил свой пост. СМИ писали, что чиновник мог скрывать доходы и совмещать предпринимательскую деятельность с работой в министерстве. Ведомство возглавил Антон Воронов. Он остался на своем посту и после формирования обновленного состава правительства и органов исполнительной власти края в связи с переизбранием главы региона. В октябре 2023 года Виктор Томенко официально назначил его министром транспорта Алтайского края.

В период работы Антона Воронова началось строительство развязки на Змеиногорском тракте и шла работа над подготовкой к возможной реализации проекта на перекрестке улицы Власихинской и "объездной". А в ноябре 2024-го Воронов также добровольно оставил министерское кресло. Причем прямо перед срывом года – в конце месяца алтайский минтранс заявил о переносе запуска объекта из-за недоработок московского подрядчика.

Долгострой "реанимировали" весной 2025-го, когда новый министр транспорта – Андрей Подолян – уже освоился в новой для себя должности. Он обещает к концу года завершить строительство первой развязки и принять все меры для включения в госпрограмму проекта второй.

Дорогое удовольствие или ценный ресурс: зачем Барнаулу вторая транспортная развязка

Вторая транспортная развязка, которая может обойтись бюджету в несколько миллиардов рублей, призвана улучшить дорожную ситуацию в Барнауле. Но так ли все очевидно?

Новости партнеров
Новости партнеров
Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4