Эксперты из Москвы, Кубани и Алтайского края объяснили, как должны работать предприятия по производству костной муки, а как – нет
Завод "Алтайкорм" жителям села Боровиха Первомайского района продолжает отравлять жизнь в прямом и переносном смысле. Предприятие по производству мясокостной муки перерабатывает отходы мясокомбинатов и забойных пунктов. Комбинат распространяет смрадный запах, который разносится по всему селу.
В конце июля новоалтайский городской суд приостановил на месяц деятельность завода за грубые нарушения ветеринарного законодательства. Но с 20 августа "Алтайкорм" опять начал перерабатывать биологический материал, а жители опять начали обращаться во все инстанции. В свою очередь завод написал открытое письмо на имя губернатора Виктора Томенко, где главу региона попросили "рассудить ситуацию объективно".
"Толк" поговорил с профильными экспертами из трех регионов страны о нюансах работы подобных предприятий и выяснил, что "Алтайкорм" не учел как минимум место расположения и розу ветров, не говоря об уважительном отношении к жителям.
Грубое нарушение
Работу специализированных предприятий по производству мясокостной муки регламентируют ветеринарно-санитарные правила.
Первый же пункт гласит, что следовать этим правилам обязательно при проектировании, строительстве и эксплуатации таких заводов.
В пунктах № 5 и № 6 сказано, что территорию для размещения завода выбирают:
- на возвышенном сухом месте,
- на расстоянии не менее километра от жилых, общественных зданий и животноводческих ферм,
- территория завода должна быть огорожена глухим забором с посадкой зеленых насаждений шириной не менее 3 метров с внутренней стороны.
В селе Боровиха, где находится "Алтайкорм", расстояние от мясокостного завода до ближайших жилых домов не более 150 метров.
"Здесь однозначно несоблюдение правил, их грубое нарушение", – говорит кандидат технических наук, доцент кафедры технологии продуктов питания АлтГТУ Оксана Кольтюгина.
Заводы должны стараться сами
По словам технического директора Кубанского экологического предприятия (также занимается производством костной муки) Михаила Белана, даже если подобные заводы стоят на расстоянии 1-2,5 км, то до жителей все равно будет доноситься запах. Что уж говорить, когда производство находится буквально под носом.
"Любое предприятие должно соблюдать нормы, установленные российским законодательством. Любой такой завод – пищевой или перерабатывающий – будет нести за собой остаточный запах. Поэтому заводы сами должны стараться минимизировать такие издержки производства, они первые в этом заинтересованы", – говорит технический директор мясокостного предприятия Кубани.
Валериан Басов, доцент кафедры технологии и биотехнологии продуктов питания животного происхождения Московского госуниверситета пищевых производств, также сообщил "Толку", что предприятия по переработке останков животных в обязательном порядке должны соблюдать нормы расположения от жилых зданий.
"Необходимо также учитывать розу ветров, преобладающее направление ветра в том месте, где стоит предприятие. Согласно розе ветров завод должен строиться таким образом, чтобы ветер в большинстве случаев не дул в сторону населенного пункта", – говорит Басов.
Сэкономили деньги
Причины, по которым заводы строят близко к селам и городам, лежат на поверхности, говорят эксперты. Все дело в инфраструктуре. Строить завод в чистом поле – значит, тратить десятки, а где-то и сотни миллионов рублей на проведение электричества, водоснабжения и так далее.
"Скорее всего, и хозяева [Алтайкорма] так поступили, чтобы сэкономить деньги. И эту проблему очень тяжело решить. Но запах ни в коем случае не должен мешать жителям близлежащего населенного пункта", – заявляет московский эксперт.
Басов привел в пример предприятие в Белгородской области. Крупный агрокомплекс, где в том числе занимаются и получением костной муки, находится примерно в 15-20 км от города в чистом поле.
Точечные меры – например, установка ловушек дыма, поднятие трубы и другие мероприятия – ситуацию до конца не спасут.
Ее можно частично исправить модернизацией оборудования, говорит Белан. Минимизировать запахи поможет современное оборудование. Однако перевооружение небольшого предприятия и доработка всех систем обойдутся примерно в 25 млн рублей, уточняет эксперт. С доходностью предприятия, допустим, в 3 млн рублей в месяц это огромная сумма.
Запах будет
При этом даже на самом современном предприятии никуда не деться от неприятного запаха: технология, производство и само сырье это предполагают.
"Пока сырье доставляют на переработку, пока оно лежит на складе в приемке сырья, пока ждет своей очереди переработки, выделяется запах. Его никак не исключить. Даже на современном предприятии. Все равно будет запах, потому что речь идет об отходах животного происхождения", – говорит Белан.
Эксперт рассказал, что их завод стоит в 2,5 км от населенного пункта, но все равно от жителей иногда поступают жалобы на запах.
"Мы над этим работаем. Наше предприятие 1971 года постройки, уже старое. Поэтому в прошлом году мы провели масштабную реконструкцию, чтобы как раз снизить интенсивность запаха. В этом году она продолжается", – рассказал техдиректор кубанского предприятия.
Эксперт уточнил, что в июле 2020-го они сами в течение пяти дней делали замеры предельно допустимых норм, приглашали специальную лабораторию.
Напомним, в открытом письме на имя Виктора Томенко "Алтайкорм" заявил, что "люди знали, где селились", тем самым пытаясь "сбросить" с себя вину и переложить ответственность на жителей.
Вот только завод работает с 2017 года, а люди в поселке Боровиха живут с 1914 года и точно не выбирали себе таких соседей.
Поэтому исправлять ситуацию с помощью писем, жалоб губернатору на контролирующие органы, которые заботятся об экологической обстановке в селе и следят за соблюдением санитарных норм, – это не то, чего ждут от собственников предприятия страдающие от смрада сельчане.
А просто закрыть это нельзя? Его же уже закрывали в Черепаново, там нашли повод выгнать это производство, почему тут не могут?