"Округлению" предшествовала продолжительная, но как будто бы лишенная новизны дискуссия: все ее стороны озвучивали уже давно известные противникам тезисы
В Алтайском крае стало на три муниципальных округа больше: в такой формат перейдут Зональный, Кулундинский и Немецкий национальный районы. Решения о трансформации муниципалитетов поддержали депутаты АКЗС на сессии 27 марта. Разумеется, не обошлось без уже привычных дискуссий с не менее привычными участниками – коммунистами и эсерами в роли критиков преобразования и сборной "всех остальных" в роли сторонников изменений.
Несмотря на федеральный отказ от поголовного превращения районов в округа, тема отказа от сельсоветов в Алтайском крае все еще задевает часть общественности за живое. В особенности – представителей некоторых оппозиционных партий.
Первой обсуждаемой трансформацией стало преобразование Зонального района, презентуемое начальником департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики Николаем Губертом и главой района Натальей Менщиковой. Впоследствии две другие "реформы" также представлял Губерт совместно с главами соответствующих районов.
Как и в прошлом, коммунисты совместно с эсерами начали активно задавать каверзные вопросы к докладу. Впрочем, тоже не новые и связанные с тем, как проходила процедура обсуждений грядущих преобразований в районе.
Критика самой концепции также осталась прежней. Так, по словам лидера фракции СРЗП Александра Молотова, упразднение сельсоветов ведёт к отстранению жителей муниципалитетов от местного самоуправления, с чем фракция не согласна. Способом решения кадровой проблемы с некомплектом депутатов сельсоветов превращение в округа, по мнению политика, также не является.
"Все это ведёт к опустыниванию Алтайского края и к тому, что жизнь будет теплиться только в райцентрах", – уверен политик.
Возражал противникам округов лидер фракции "Единой России" Сергей Приб, указавший на то, что Зональный район уже давно созрел для преобразования, а процессы эти фактически неизбежны. Кроме того, Приб также отметил, что решения о трансформации все же являются выбором местных жителей, которым попросту виднее, как именно они хотят жить и какая форма управления им ближе. Присоединились к нему также либерал-демократ Владимир Семёнов и единоросс Сергей Писарев.
Последний напомнил всем сомневающимся о том, что информация о грядущих общественных обсуждениях трансформации была вполне доведена до населения, в том числе и через страницу главы района в соцсетях.
"Друзья, если вы на броневике и ждете предложения о том, что вас куда-то пригласят: вы не дождетесь", – сказал Писарев.
Голосование, впрочем, также завершилось традиционно: трансформация все равно была принята депутатским большинством.
В случае двух других районов все прошло по ровно тому же самому сценарию. Так, например, глава Кулундинского района Сергей Балухин жаловался на уже упомянутое нежелание граждан идти в ряды депутатов сельсоветов, нехватку "вспомогательных" кадров, недостаток финансов. И встретился с ровно той же самой критикой и ровно тем же финалом голосования.
"Все три вопроса нашего обсуждения сводились к процедурным моментам. Правильно ли собрали сходы, сколько было людей. Мы не говорим о смысле и о сути самой реформы и о преимуществах округов над районом или наоборот", – в ходе своего выступления указал депутат-единоросс Александр Траутвейн.
То же самое произошло и с главой Немецкого национального района Иваном Гаасом. И по всей видимости, будет происходить и далее с главами всех последующих преобразуемых районов, что, конечно, вызывает сомнение в необходимости обсуждения этого вопроса на краевом уровне в принципе.
"Население живет своей спокойной жизнью, и плевать они хотели на наши решения", – подвел, пожалуй, настоящую черту под дискуссией Сергей Писарев, чье выступление, впрочем, было далеко не последним.