Владимир Попрядухин рассказал об основных предложениях, которые хотят внести власти в рамках нового статуса ленточных боров
В феврале на совещании научно-экспертного совета Рослесхоза представители Алтайского края вновь будут обсуждать «правила игры» на территории ленточных боров. Министр природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Попрядухин рассказал об основных предложениях, которые хотят внести власти в рамках нового статуса ленточных боров.
Одним из предложений, которое будут обсуждать ученые, коснется подтверждения обоснованности возраста спелости хвойных насаждений. На эту тему было немало споров. Эколог Алексей Грибков считает необходимым увеличить возраст рубки сосны в ленточных борах с 101 до 121 года, как это было до 2007 года. Он объясняет это тем, что к столетнему возрасту деревья не успевают выполнить свои биологические и экологические функции.
Местные общественники готовы помочь с реализацией этого мероприятия и вносят свои предложения.
Однако три независимые комиссии, которые побывали в Алтайском крае в 2018 году пришли к выводам, что уже к 80 годам корневая система сосны уже поражена. В то же время лесные системы края устойчивы. Власти уверены, в этом вопросе нельзя торопиться. Для принятия решения требуется более детальное научное изучение.
«Мы должны опираться на устойчивость лесных систем. 2007 год, переход на новый уровень спелости, страшного ничего не принес, однако мы дополнительно говорим, что нам недостаточно этих материалов и нужно сделать на это упор», - прокомментировал Владимир Попрядухин.
Начальник краевого управления лесами Владимир Черных добавил, что вопрос неоднозначный и последствия его решения скажутся не сегодня, а через 10-20 лет, поэтому «рубить с плеча здесь нельзя».
Второе предложение касается расчетной системы противопожарного обустройства лесных массивов. Введение особо статуса для ленточных боров дает Алтайскому краю шанс решить давнюю проблему, отметил Попрядухин.
Дело в том, что уже пять лет алтайские власти борются с 174-ым приказом Рослесхоза, который утверждает нормативы противопожарного обустройства лесов. Они снижают эти норы для края в разы. Между тем, ниже «пожарные» нормативы – меньше региону выделяется средств.
«Мы не могли этого сделать [повысить нормативы], поскольку входим в район вместе с Новосибирской, Кемеровской областями и другими регионами. Какая пожарная опасность в сухих сосновых борах при грозовой активности и какая в Томской области, где сплошные болота? Тем не менее, мы сейчас под одним знаменателем», - поясняет Владимир Черных.
Действительно, согласно приказу Рослесхоза, в крае было бы достаточно иметь 68 пожарно-наблюдательных вышек (сейчас в крае 157), уход за противопожарными минерализованными полосами в регионе увеличен по сравнению с нормативами в 35 раз, количество пожарных автомобилей вместо 20 содержится 121 только в ленточных борах.
«Параметры по противопожарному обустройству нас категорически не устраивают. Мы свои действия на протяжении пяти лет постоянно доказываем на примере Алтайского края», - добавил Попрядухин.
Такая существенная разница выливается в немалые финансовые затраты, которые ложатся на плечи арендаторов. Например, в 2018 году на противопожарные мероприятия выделено около 40 млн рублей, но в крае на это необходимо порядка 250 млн рублей. Власти вынуждены ежегодно договариваться с арендаторам, чтобы те брали на себя обязательства и вкладывали свои средства.
Выделение ленточных боров в особый район может дать шанс установить свои условия, соответственно, получить иной размер финансирования, отмечают власти.
По словам Попрядухина, министерство заинтересовано в том, чтобы в любом случае сохранить предприятия