Александр Большаков дал большое интервью "Политсибру"
Весной этого года впервые прозвучало предложение приватизировать барнаульское предприятие по производству детского питания «Модест». Решения принято не было, и обсуждение длится до сих пор. Основных опасений два: останется ли качество детского питания на должном уровне и не понесет ли ущерба край из-за приватизации предприятия. Корреспондент «Политсибру» пообщался с начальником управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Алтайского края Александром Большаковым о существующем положении дел на заводе и перспективах его развития.
- Александр Александрович, расскажите об истории создания компании «Модест»?
- Барнаульский городской молочный комбинат единственный в городе выпускал продукцию для детей, в том числе смеси. Завод в начале 1990-х годов был отдан под приватизацию, ситуация в экономике страны была непонятной, и существовали опасения, что предприятие может обанкротиться или перепрофилируется. В связи с этим в 1992 году краевой администрацией принимается решение выделить отдельно стоящий цех по производству детского питания в самостоятельное юрлицо, которое осталось в собственности края. Так и появился «Модест».
Со своей задачей завод успешно справлялся, пока осуществлял поставки продукции в молочные кухни краевой столицы. После того, как молочные кухни были сокращены, и в них стали предлагать молочные смеси, предприятие лишилось привычного рынка сбыта, перед ним встала необходимость поиска покупателей, расширения и изменения ассортимента производства. Совместно с администрацией Алтайского края руководством завода было принято решение снабжать своей продукцией социальную сферу: детские сады, больницы. Так продолжалось до 2011 года, наши заказчики, вынужденные работать по 44 ФЗ, стали ориентированы только на цену. Компания стала самостоятельно искать рынки сбыта, входить в продовольственные сети и магазины.
Здание, оборудование, упаковка – все на предприятии было еще с советского времени и советского образца. Творог и масло были весовыми, последнее изготавливалось огромными кусками. Фактически планово завод приносил убытки. В 2012 году принято решение о необходимости модернизации, предприятие включили в программу по развитию производства детского питания и выделили 20 млн рублей на увеличение уставного капитала. Произвели модернизацию цеха розлива детской продукции, сделали косметический ремонт здания - в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, установили новую линию розлива, что позволило почти вдвое увеличить объем производимой продукции. С 2013 года «свободные» деньги из оборотных средств предприятия идут на точечную замену и обновление оборудования.
Сегодня по большому счету АО «Модест» это не завод в полном его понимании, а отдельно выделенный цех, не имеющий собственной инфраструктуры – это все в одном здании, построенном еще в советское время и требующим значительной модернизации. Предприятие достигло предела своего развития: оборудование работает на полную мощность, здание заполнено полностью, земельный участок не позволяет произвести расширение. Можно просто поддерживать то, что уже существует, увеличить размеры здания нам не дает отсутствие земли, но в этом случае есть риск значительного отставания от передовых молокоперерабатывающих предприятий.
- Если гипотетически рассматривать версию вливания денежных средств краем, существуют ли подсчеты, какая сумма необходима?
- В прошлый раз 20 млн рублей понадобилось на замену только одной линии, сейчас необходимы более значительные вложения. В здании необходимо сделать новую крышу: стоимость замены - около 10 млн. При этом требуется проведение экспертизы, чтобы нагрузка не оказалась слишком большой для несущих конструкций – стен. При капитальном ремонте необходимо останавливать производство, что влечет убытки и потерю рынка. Сейчас производятся краткосрочные точечные ремонты. Необходима ясность, кому будет принадлежать завод: частник решает вопросы здесь и сейчас, край же может действовать в рамках системных процедур, определяемых законодательством.
Внешнее благополучие предприятия и социальная значимость продукции - главные аргументы против продажи
Предприятие сейчас является социально значимым только потому, что изготавливает продукцию для детей. Сегодня на рынке нет дефицита товара этого плана. Если брать стоимость молока «Модест» за литр – это 130 рублей. Можно ли назвать такой товар социальным в ценовом сегменте? Наша продукция хорошая, но не дешевая. Сегодня остается проблемным вопрос реализации продукции для грудничков в социальной сфере. Учреждения, работая в системе госзакупок, вынуждены закупать дешевые сухие смеси, ведь решающее значение имеет цена. По прямым договорам предприятие поставляет незначительную часть продукции.
- Доводилось слышать, что до начала осуществления компании по импортозамещению, когда стали включаться различные добавки и в молочную продукцию, качество товара марки «Модест» было лучше.
- Качество продукции оценивается специальными аккредитованными лабораториями, а также Роспотребнадзором. Производство «Модеста» строго регламентировано, и вся продукция готовится в соответствии с рецептурами, определенными нормативно-технической документацией. За все время моей работы я ни разу не встречал нарушений в производстве продукции компанией «Модест». Что касается субъективной оценки: как можно оценить качество, например, продукта «Грудничок»? Взрослые этот продукт не употребляют, а дети едят с удовольствием.
- Что касается продукции компаний из других регионов, что бы вы могли сказать о ней?
- Аналога «Модесту» на сегодняшний день нет. Это единственный завод, производящий жидкие молочные продукты. Жидкие фракции производятся также в Ангарске и Томске, но их продукция также реализуется только на местном рынке. Компания «Модест» в настоящее время до 80% детской продукции реализует в Барнауле. За пределами края продукция точечно представлена в Новосибирске, Омске, Кемерово и Томске – 15%.
Точка роста предприятием достигнута, практически 5 лет оно находится в стабильном состоянии. Далее, по законам рынка, вероятно падение. Завод пока работает не в убыток, но и прибыль в этом году, по предварительной оценке, будет значительно ниже, чем в прошлом. Сегодня уровень производительности труда одного работника предприятия в 2 раза ниже, чем у ведущих производителей в молочной сфере по России. Плюс мы сильно зависим от цены на сырое молоко, оно неизбежно подорожает, а стоимость готовой продукции «Модесту» поднимать сложно, учитывая существующие договоренности с торговыми сетями. С момента вложения денег в реконструкцию завода бюджет региона получил 4,5 млн. рублей, - т.е. менее 20%. Возможная приватизация цеха позволит вернуть в бюджет затраченные средства.
Предприятие может быть включено в прогнозный план приватизации на 2018-2020 годы
- С вашей точки зрения, недавняя смена руководства как-то повлияла на развитие предприятия?
- Перед новым руководством поставлены определенные задачи. Во-первых, не снизить качество и объемы производимой продукции. Далее - обеспечить показатели, заложенные в плане развития по объему выручки, норме прибыли, производительности труда. Необходимо сохранить предприятие в работоспособном состоянии, подготовить его к зиме, отопительному сезону. Также требуется разработать программу среднесрочного и долгосрочного развития компании. Мы ожидаем от нового руководителя – молодого, имеющего знания и опыт работы в молочной отрасли - оперативного технического и технологического аудита, общего понимания вектора движения и поиска возможных точек роста.
- Сколько в среднем получают работники и сколько всего сотрудников трудоустроено на предприятии?
- Средняя зарплата за текущие полгода у работников «Модеста» составила 31 024 рублей, это выше среднеотраслевой, которая составляет 24 000 рублей. В компании трудятся 72 человека.
- Как вы себе представляете судьбу предприятия в ближайшие год-полтора?
- С точки зрения экономики, его нужно развивать. «Модест» - это бренд, его уже знают и любят. Неправильно, на мой взгляд, что продукция реализуется только в Барнауле и иных городах, нужно выстраивать логистику по всему краю, выводить продукцию в райцентры, села – у потребителя всегда должен быть выбор.
«Модест» - это прежде всего раскрученная марка. Здание старое, земли нет – склад или пункт приема сырья построить нельзя. Как вариант - можно снести старое здание и расти вверх. Вопросов по развитию очень много, и, по нашим оценкам, оно возможно только точечное.
В прокуратуре изучат судебный вердикт, после чего будет принято решение
- Не боитесь, что «Модест» постигнет судьба «Лакта», который поглотил «БМК»? Изначально бренд сохранялся, а потом были внесены существенные технологические изменения и потребители сетуют, что это уже не прежние продукты.
- Возьмем, например, муку - ее можно делать по ГОСТу с содержанием клейковины от 24 до 30. Мука с минимальным и максимальным показателями будет заметно отличаться друг от друга, но и первая и вторая сделаны в соответствии с нормативами. Продукция под маркой «Лакт» сейчас изготавливается в соответствии с показателями нормативной документации, считаю, что «существенные технологические изменения» - это домыслы потребителей. На вкус, и цвет, как говорится... К производству продуктов для детского питания предъявляются жесточайшие требования, и просто так внести какие-то изменения в технологические процессы, никто не сможет.
Предприятию необходимо дать шанс на дальнейшее развитие. Все молочные компании из года в год делают ту или иную реконструкцию, модернизацию, следуя запросам потребителей и современным тенденциям рынка.
Барнаульскому заводу «Модест», попавшему в коррупционный скандал, нашли нового директора
Алтайпищепром предложение по приватизации внес в апреле, принять его может только краевое правительство. Я считаю, что для экономики края продажа предприятия - большой плюс. С одной стороны, мы получим новое предприятие с возможностью развития, а с другой, - в бюджет вернутся вложенные в модернизацию деньги плюс дивиденды за много лет вперед. Что касается качества – повторюсь, что производство продуктов для детского питания четко и жестко регламентировано, и «играть» с качеством в этой сфере ни у кого не получится.