Алтайский депутат предлагает сделать Барнаул «миллионником» за счет мигрантов и агломерации

Книга Владислава Вакаева
Книга Владислава Вакаева Фото: Политсибру

Эту идею Вакаев изложил в своей книге «Барнаул: образ будущего»

Создать исторический квартал, запустить скоростные трамваи, закрыть Социалистический проспект для автомобилистов, а к 2030 году сделать городом миллионником. С такими идеями общественник, депутат Алтайского краевого Заксобрания Владислав Вакаев выступил в своей книге «Барнаул: образ будущего». Ее презентация прошла 1 июля в конференц-зале «Сибирской медиагруппы». Как говорит сам автор, в книге, возможно, представлены самоубийственные, дорогостоящие и, на первый взгляд, абсурдные предложения. Но при должной проработке они могут изменить город, удержать молодежь и решить много разных проблем.

О чем книга?

«Барнаул: образ будущего» – это своего рода сборник идей и предложений архитекторов, урбанистов, историков, экологов, краеведов, бизнесменов. Тех, кто переживает за судьбу Барнаула, говорит Владислав Вакаев.

«Эта книга – приглашение к диалогу. Я бы не хотел, чтобы она трактовалась, как некие идеи, которые обязательны к выполнению. Нет. Это повод для дискуссии. Надеюсь, что она станет началом широкого диалога, к которому надо подключить и власти, и экспертов, и предпринимателей. Но самое главное – горожан», – поясняет Вакаев.

Решение взяться за написание книги ему пришло в 2020 году, когда Барнаул праздновал свое 290-летие. Через девять лет краевому центру «стукнет» 300. А это, по мнению Вакаева, отличный повод, чтобы мобилизоваться и сделать для города что-то стоящее. К тому же, подобная практика «юбилейного улучшения» есть у многих городов страны. И Барнаулу тоже важно не проспать свою круглую дату, считает автор.

Презентации книги Владислава Вакаева
Презентации книги Владислава Вакаева
Фото: Политсибру

План на миллион

В книге Вакаев ставит амбициозную цель: к 2030 году Барнаул должен стать городом-миллионником. И отмечает: за это его явно будет критиковать общественность. Но пока не начали Вакаев объясняет: это не просто красивая цифра, а вполне реальные преимущества. И достичь этого показателя не так уж и сложно.

Дорасти до 1 млн жителей, по мнению автора, помогут:

  • создание реально действующей барнаульской агломерации (формально она создана, но не работает на развитие), то есть объединить ближайшие муниципалитеты в единую структуру. Это позволит увеличить численность населения и улучшить жизнь людей, считает автор;
  • миграция из Средней Азии и Казахстана, которая в ближайшее время будет увеличиваться;
  • волны переселения из сельских районов края в Барнаул людей старшего возраста (переезд поближе к детям);
  • перспективный миграционный поток жителей Сибири и Дальнего Востока. Они сейчас едут в «перегруженный» Краснодар, а могли бы – в Барнаул, который Вакаев назвал самым благоприятным для жизни крупным городом за Уралом.

При этом он отметил, что самое главное – удержать молодежь, которая вот уже несколько лет активно уезжает из Барнаула (или хотела бы уехать в ближайшем будущем).

«И как удержать десятки тысяч молодых людей? Вот об этом книга», – подчеркнул Вакаев.

Презентации книги Владислава Вакаева
Презентации книги Владислава Вакаева
Фото: Политсибру

Обход не южный, а северный

Вакаев рассказал, что еще десять лет назад стоял на позиции постиндустриализма: что города должны развиваться как центры, где сфера услуг доминирует над сферой производства. Однако в книге он отказался от этого тезиса и придерживается того, что в основе развития должна быть промышленность. Однако, по его словам, в Барнауле нет условий для ее развития. Из-за чего крупные инвесторы отказываются сюда заходить.

Поэтому автор книги предлагает создать Северный обход Барнаула.

«Сейчас власти настаивают на реализации Южного обхода. И это категорически неправильная позиция для города. Это проект отрубает перспективы развития Барнаула. А Северный обход – транспортная ось, которая свяжет агломерацию и три промышленные площадки (две в Барнауле и одна в Новоалтайске – прим. ред.). Мы получим прямой выход на новосибирскую трассу, которая является главной транспортной осью Южной Сибири», – считает Вакаев.

Вузы и суперкомпьютер

Однако автор предлагает не зацикливаться только на одной сфере экономики. А развивать и создавать в Барнауле другие точки роста. Среди них:

  • вузы, которые имеют большой потенциал и могут работать как бизнес-инкубатор;
  • суперкомпьютер, появление которого могло бы стать драйвером для развития IT-сектора;
  • места притяжения, которые бы привлекали туристов, приезжающих в Горный. А для этого нужно создать центр, который бы запускал путешествия на Алтай из Барнаула, развивать событийный и медицинский туризм.

За 15 минут до центра

Как подчеркнул Владислав Вакаев, все передовые города в развитии транспортной стратегии опираются на три кита: общественный транспорт, велосипеды и пешеходов. Но никак не на автомобили. И отметил, что если не решать транспортные проблемы города сейчас, то Барнаул продолжит стоять в пробках (и ситуация будет только ухудшаться).

«У нас критически не хватает пропускной способности дорог. Если в течение пяти лет ничего не сделаем, то будет транспортный коллапс», – говорит автор.

Поэтому и предлагает амбициозный и дорогой вариант – запустить скоростные трамваи.

«Его пропускная способность – 20 тысяч человек в час на линии. Нам нужны две линии такого транспорта, которые позволят каждому жителю за 15 минут добраться до центра», – говорит Владислав Вакаев.

Также он предлагает поэтапно внедрять в Барнауле выделенные полосы для общественного транспорта, особенно на проспекте Ленина и Павловском тракте.

«Возможно, назову самоубийственную идею, за которую меня раскритикуют автомобилисты. Но предлагаю превратить проспект Социалистический в велопешеходную улицу. Но сделать это только после того, как будут реализованы другие транспортные проекты», – отмечает автор.

Гигантская велосипедная восьмерка

Еще одно решение транспортной проблемы города – развитие велодорожной сети. И таких дорожек должно быть две.

  • первая строится по маршруту: Георгия Исакова через железнодорожный вокзал, проспект Социалистический и выходит на Речной вокзал.
  • вторая – через Северо-Власихинский проезд, Ленточный бор, потом улица Пролетарская (ее Вакаев предлагает сделать пешеходной) и до Оби.

Получается гигантская восьмерка, которая, по мнению автора книги, станет важной частью Барнаула.

Презентации книги Владислава Вакаева
Презентации книги Владислава Вакаева
Фото: Политсибру

Город-сад 2.0.

Еще один вопрос, затронутый в книге – озеленение. И Вакаев предлагает новую концепцию – «город в парке». Она подразумевает удвоение всей площади зеленых зон в Барнауле, расширение существующих парков, восстановление зеленого каркаса (это непрерывная система озелененных пространств).

Парк в стиле 18 века

Вакаев заявляет, что к 300-летию Барнаула в городе должны реконструировать исторический квартал. А для этого нужно заняться развитием территории Сереброплавильного завода и прилегающих территорий. Создать купеческий квартал (между Мало-Тобольской, Льва Толстова, Социалистическим и Ленина). Парк Центрального района переименовать в «Ползунов-парк» и развивать его в стилистике XVIII века (с макетом паровой машины, аптекарским огородом и другими фишками). А также расширить этот парк за реку Барнаулку.

При чем тут грифон?

Немаловажным автор книги «Барнаул: образ будущего» считает проработку бренда города, который нужно связать с Алтаем. А в качестве графического символа использовать грифона (мифическое существо, гибрид льва и орла). Он отсылает к истории региона, что якобы в этих местах жили «стерегущие золото грифоны». Но Вакаев отмечает, что это лишь одна из множеств идей. И вопрос должен детально прорабатываться и обсуждаться.

Что думают барнаульцы?

Презентация книги вызвала оживленную дискуссию. В частности, присутствующие гости упрекнули Вакаева в идее про город-миллионник. Кто-то нашел в его предложениях противоречия, а кто-то сказал «спасибо» автору за то, что он поднимает проблемы и предлагает их решения.

«Нам есть о чем дальше думать. И то что, кто-то в книге увидел внутренние противоречия, на мой взгляд, это даже хорошо», – считает общественник Юрий Красильников.

Участники отметили и то, что никакая идея к 300-летию города не сможет выстрелить, если не будет конкретного проекта. Автор отметил, что останавливаться на презентации не планирует. И заявил, что готов обсудить все поднятые темы и проблемы по отдельности. Ведь, по его словам, этот диалог только начинается.

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей