Победить можно и без денег. Но для этого нужны время и очень много сил
В 2021 году у всех желающих представлять народные интересы в парламентах разного уровня появится возможность осуществить эту мечту. Для этого нужно всего лишь победить на сентябрьских выборах в региональный законодательный орган или Государственную Думу. Однако одного желания для этого маловато. Нужна народная поддержка или хотя бы деньги, чтобы ей заручиться. Сколько именно, и на что их придется потратить, корреспондент «Политсибру» узнал у ветеранов и знатоков политических процессов в Алтайском крае.
«Поднять известность бесплатно без регистрации и смс»
«Чтобы победить на выборах, нужны бешеные бабки. Причем человек сто», – вспомнил старую шутку один из опрошенных экспертов-политтехнологов, пожелавший остаться инкогнито.
Иными словами, финансовый вопрос хоть и важен, но кадры, как говорил Иосиф Сталин, решают все. Наличие актива и людей, готовых работать на продвижение кандидата даже важнее толщины кошелька. Из этой же области «неденежных» активов – раскрученность и известность.
Если вышеупомянутые ресурсы есть, то стоимость кампании снижается. Если их нет – деньги можно в них конвертировать.
«У тебя маленькая известность? Ты можешь ее накрутить, повесив баннер на каждом углу», – приводит пример выборной алхимии участник разного рода кампаний со стажем Владислав Вакаев.
Но в некоторых случаях любовь закрывать агитационные пробелы купюрами может сыграть с кандидатом злую шутку. С деньгами, по словам Вакаева, можно перестараться. Обилие баннеров нередко вызывает настоящую классовую антипатию, которую политик описал фразой «че, много денег, да?».
Страшные тайны
Большинство опрошенных политтехнологов заверяют, что универсальных для любого кандидата и любой кампании ценников не существует. Но некоторые все же дают кое-какую подсказку. Вообразить масштабы трат поможет формула «тысяча рублей на голос». То есть, чтобы один человек проголосовал за кандидата, нужно потратить эту самую тысячу деревянных. Впрочем, и этот эталон совершенно неоднозначный.
Например, один из анонимных экспертов назвал цифру уже в две тысячи рублей на голос. А вот политтехнолог Андрей Некрасов сообщил, что о таком методе расчетов слышит первый раз. Хотя в западной части России что-то подобное его коллеги используют, но там минимальной точкой отсчета для стоимости одного голоса является доллар.
Но все-таки именно «человекотысяча» является для вычислений наиболее удобной единицей. Опираясь на нее, можно прикинуть примерный чек для кампании одномандатника на выборах в алтайский парламент.
Средняя численность избирателей на одном округе в АКЗС равна 50-60 тысячам человек. Где-то больше, где-то меньше. Потому за некое идеальное число избирателей мы возьмем 55 тысяч. За минимальный процент голосов для победы Андрей Некрасов использует 30%. По такой формуле у нас выходит «финансовый порог» в 16,5 млн рублей. Что, конечно, могут себе позволить далеко не все.
А вот Вакаев в качестве отправной точки для победы на округе в краевое Заксобрание использует показатель в 5000 голосов. Тогда цена кампании в АКЗС оказывается равна 5 млн рублей. Сумма все еще очень солидная, но уже более подъемная. К слову, депутат отмечает: технологи часто склонны раздувать смету кампании. Что вполне понятно.
Впрочем, эту оценку сословия политспецов опровергает политтехнолог Константин Лукин, который говорит о 4 млн рублей бюджета на кандидата в Заксобрание. Причем это минимальная цена кампании человека, не обладающего известностью и другими «нематериальными» ресурсами в крае. А Андрей Некрасов и вовсе называет минимальной суммой 1 млн рублей.
Наконец, самой скромной из обозначенных экспертами стала сумма в 200-300 тысяч рублей. Но чтобы кампания с таким бюджетом выстрелила, нужны уже очень и очень сильный актив и народная любовь к кандидату.
Госдума, кстати, в любом случае обойдется намного дороже. Помимо увеличивающейся численности избирателей, появляются и серьезные транспортные расходы из-за необходимости ездить между районами. Минимальный ценник может, по данным Владислава Вакаева, подскочить до 12 млн рублей. А у самовыдвиженцев и кандидатов от малых партий к расходам на выборах обоих уровней добавляется сбор подписей.
Статьи расходов
Расходы на кампанию можно поделить по трем направлениям:
- агитационно-рекламные траты: биллборды, растяжки, публикации в СМИ и иже с ними,
- «оргмассовое» направление: работа агитаторов, сборщиков подписей и других организационных структур,
- прочее: накладные расходы на бензин, канцелярию и т.д и т.п.
Процентное соотношение расходов будет примерно следующим: по 40% «на людей» и «на рекламу» и все остальное на «разные мелочи», говорит Лукин. Причем «оргмассовый» компонент приобретает тем большее значение, чем меньше уровень выборов. То есть на выборах депутата сельсовета гораздо важнее агитация, которую, зачастую, сам кандидат и его соратники осуществляют лично общаясь с избирателями. А вот в кампании главы региона возрастает важность баннеров, видеороликов и других технологий, направленных на повышение известности.
А теперь немного конкретики, дабы пытливый читатель мог оценить, какие средства пошли на кампанию известных ему кандидатов. Впрочем, нужно отметить, что ценники, приведенные разными экспертами, немного различаются. Так, например, относительно скромные данные о расценках на рекламу приводит Константин Лукин.
- Стоимость размещения биллборда – от 20 до 35 тысяч рублей,
- Разработка газеты – порядка 7 тысяч рублей, печать экземпляра – примерно 1 рубль 20 копеек,
- Дизайн листовки – в среднем 2 тысячи рублей,
- Разработка всей атрибутики кампании обойдется в 30 тысяч деревянных,
- Цена сувенирной продукции – 100-150 рублей за штуку.
Расценки на труд специалистов и просто «мальчиков на агитационных побегушках» выглядит вот так:
- Агитатор за месяц работы получает порядка 10 тысяч рублей,
- Специалист по SMM – 25 тысяч рублей,
- Наблюдатель на выборах обойдется примерно в 1,5 тысячи рублей в день. Что, кстати, в этом году очень сильно ударит по партийным кошелькам, ведь выборы продлятся три дня.
А сколько же стоят сами политтехнологи? Понятное дело, охотно такой информацией никто не делится. Но в предыдущую «госдумовскую» кампанию в Алтайском крае зарплаты спецов по агитации начинались от 100 тысяч рублей. А источник «Политсибру» сообщил, в 2021 году гонорар политтехнолога в регионе начинается уже от 150 тысяч рублей. «Проводник» в депутаты средней руки берет в месяц примерно 250 тысяч. Крутой эксперт российского уровня – 350-400 тысяч рублей.
В общем, хоть деньги и не главное, без них на выборах кандидату вряд ли что-то светит. Компенсировать их отсутствие могут личные усилия и время, инвестированное в работу на округе. А значит, желающим все-таки избраться стоит обратить внимание уже на выборы 2026 года, ведь за пять лет можно и познакомиться с избирателями, и скопить средства на месяц-другой работы выборного штаба.