Об этом в интервью «Политсибру» рассказал зампред краевого правительства Виталий Снесарь
Несколько лет назад в России появилась новая форма работы власти на местах по решению проблем – поручения президента. Это может быть как глобальная задача, например, газификация целого региона, так и местная – помощь конкретному селу. О том, какие поручения глава государства дал чиновникам Алтайского края и справляются ли они с ними, в интервью «Политсибру» рассказал заместитель председателя правительства Алтайского края, руководитель администрации губернатора и правительства Виталий Снесарь.
Поручений мало не бывает
– Виталий Владимирович, какие поручения президента сегодня исполняют власти Алтайского края?
– Их много и они очень разные. По данным на 12 октября, на контроле 259 поручений. Какие-то закрываются после исполнения, какие-то бессрочные (и отменить их может только президент) – их число постоянно меняется. Только с начала октября край получил 15 новых поручений.
Они касаются практически всех отраслей и сфер государственного управления. Большинство относятся к вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты.
Поручение может касаться как всей страны сразу, так и отдельного региона и даже муниципалитета. Например, в 2018 году президент распорядился восстановить работу школы в селе Старая Суртайка Красногорского района. Помните, этот вопрос задали жители села во время «Прямой линии» с главой государства? Поручения исполнено – школа не была закрыта.
В рамках исполнения поручений мы строим объекты социальной сферы, развиваем инфраструктуру. Иногда приходится корректировать действующее правовое поле или разработать специальный механизм реализации, а иногда нужны серьезные ресурсы – материальные или административные.
– Кто и как следит за исполнением?
– На уровне страны – контрольное управление администрации президента, в федеральном округе – полномочный представитель президента и его аппарат, а в крае – это администрация губернатора и правительства региона.
Вопрос исполнения поручений регулярно рассматриваем на заседаниях правительства. А в целом по стране исполняют их министерства, иные органы госвласти, госкорпорации, органы регионального и местного самоуправления.
– И что будет тем регионам, которые не выполняют поручения?
– Спрашивают строго, но специальных мер наказания именно по неисполнению поручений, скорее всего, нет. Оценивают в совокупности. Важно разобраться, почему поручение не исполнено? Потому что ответственные министерства и ведомства просто спустили его на тормозах? Или потому, что регион не в силах его исполнить?
Думаю, что первый вариант сейчас и не допустят. Контроль за регионами в плане исполнения поручений – одна из ключевых задач полпредства. А контрольное управление президента – наверное, самое строгое из всех управлений президентской администрации. Так что до неисполнения стараются не доводить.
– Алтайский край справляется?
– По оценкам вышестоящих структур, в крае механизм контроля за исполнением поручений один из самых эффективных в Сибирском федеральном округе. Нас ставят в пример.
– Это контроль. А как насчет самого исполнения?
– Тут мы точно не в отстающих. Сложно сравнить с другими регионами по цифрам. У всех разное количество поручений, разные показатели. Да, есть много общероссийских, но и есть непосредственно региональные.
Вот, например, совершенно уникальный пример. В 2020 году по итогам встречи с участниками акции взаимопомощи «#МыВместе» Владимир Путин дал поручение главе региона Виктору Томенко создать в регионе национальный парк «Салаир». Что и было сделано. В силу понятных причин, действие этого поручения распространялось исключительно на наш регион.
Возвращаясь к вашему вопросу, нельзя же иметь хороший контроль при плохом исполнении. Задача как раз в том и состоит, чтобы проверять, решен ли обозначенный президентом вопрос. Если решен, то тогда контроль и состоялся.
– В начале 2020 года на заседании в правительстве губернатор Виктор Томенко пожурил чиновников кабмина за нарушение сроков по исполнению поручений. А теперь мы в числе эффективных?
– Совершенству, как известно, предела нет. Даже хорошо работающий механизм периодически требует донастройки. Вот именно для этого губернатор утвердил новый порядок исполнения поручений. Там четко прописано, кто за что отвечает, кто что делает. И работа налажена.
Мобильный формат
– Поручение президента – это новая форма или новое содержание?
– Некоторые вопросы не решить через закон, через постановление или указ. Поручение в этом плане да, новая форма. Это некая мобильная версия принятия решений. Закон, нацпроект, программа принимаются только после тщательной разработки, а потому не столь оперативны. Поручение же может быть принято здесь и сейчас по итогам совещаний с руководителями государственных органов, встреч с общественностью, заседаний совещательных органов, пресс-конференций.
Например, глава государства принял целый ряд важных решений, когда страна столкнулась с ковидом. Те же адресные выплаты. Я напомню, что с начала прошлого года семьи, имеющие детей до семи лет, каждый месяц получают финансовую поддержку из бюджета. Это те семьи, где среднедушевой доход менее прожиточного минимума в регионе. В 2020 году выплаты получили почти 84 тысяч алтайских семей более чем на 104 тысячи детей. Были подобные меры и для детей школьного возраста.
С одной стороны, это не та цифра, которой можно было бы гордиться, ведь столько людей имеют довольно скромный доход. С другой стороны, такая помощь для каждой из таких семей всегда очень актуальна. Уровень бедности у президента на особом контроле. И для нашего региона это одно из важнейших поручений. Это к вопросу, как человек может почувствовать реализацию поручений.
Или новая программа догазификации. Благодаря ей к концу 2022 года техническое присоединение к газовым сетям получат более 103 тысяч домов.
Еще одно масштабное для региона с его разветвленной и хорошо сохранившей системой детского отдыха поручение – программа детского туристического кешбэка. По ней за поездку ребенка в лагерь отдыха и оздоровления можно вернуть 50% стоимости путевки. С конца мая по конец сентября заявку на предоставление кешбэка оформили родителей 7956 детей.
– Регион выполнил это поручение?
– Этого не оценить в цифрах, ведь поручение было не в количестве детей, а в целом в предоставлении такой возможности, создании механизма работы программы на местах.
Но то, что почти восемь тысяч детей отдохнули всего за полцены – это ведь очень хорошо. Некоторые из них, может, и не поехали бы вообще никуда из-за финансовых возможностей родителей.
– То есть некие плановые показатели есть далеко не во всех поручениях?
– Разумеется. Но тем не менее в каждом конкретном случае надо разработать целый механизм исполнения. Изучить проблему, понять, что с ней делать, разработать пути решения. У нас этим занимается два отдела: контрольно-методический отдел департамента администрации по документационному обеспечению и контрольный отдел секретариата губернатора.
– Это не приводит к разрастанию бюрократического аппарата?
– Вовсе нет, это все те же люди, которые у нас исполняют и другие функции.
Чтобы был результат, нужно все четко спланировать и продумать, вовремя спросить с исполнителя.
– Отклик от населения есть?
– Специальным сбором отзывов мы не занимались. Но я надеюсь, что люди ощущают поддержку. Повторюсь, человеку в общем-то без разницы, как он получил, например, адресную социальную помощь. Был это национальный проект или отдельное поручение президента.