Громкий проект вина «Алтайская лоза», который власти края анонсировали еще на 2014 год, до сих пор не принес результата. В чем причина и возможно ли производство виноградного вина в Алтайском крае разбирались корреспонденты «Наших новостей».
Садовод из села Алтайское Александр Захаров говорит, что в этом году большого урожая ждать не стоит. Весенние морозы сгубили все чуть ли не на корню. Вместо прошлогодних 200 в этом сезоне будет не больше 20 литров сока.
«Сейчас лист идет болезненный. Вот лист, который начинает сейчас подниматься. Он еще не до конца укоренился. И почка виноградная сама, вот ее можно увидеть, она очень маленькая, которая даст плод. Но плод будет очень маленький, и когда он будет, неизвестно», - рассказывает Александр Захаров.
В Алтайском районе вроде и солнца достаточно, и климат относительно подходящий для отдельных сортов винограда. Но сюрпризы, как в этом году, природа преподносила и ранее. Поэтому и о промышленном выпуске вина не говорили: местные делали только для себя. Тем не менее, в 2010 году в регионе широко с участием властей анонсировали выпуск алтайского вина из французского винограда: пино нуар, шардоне, миньон. Но напитка нет и спустя 7 лет. А на днях алтайские СМИ и вовсе заявили о провале проекта, заметив бурьян на некогда зелёных полях. Инвестор проекта – директор компании «Алтайская лоза» Владимир Вагнер, впрочем, провал отрицает. Говорит, нужно ещё подождать.
«Мы не успеваем убрать быстро, у нас же не 2 куста. У нас тысячи кустов. Чтобы убрать траву быстро. Хотя здесь тоже, в этом году мы подняли в начале мая на верхнем участке, когда нас раскритиковали, что она не убрана, и большая часть под мороз попала. А вот нижний дальше участок, мы только сегодня его начинаем из травы доставать», - объясняет Вагнер.
Впрочем, даже если урожай будет, произвести из него вино и продать его не получится. У предпринимателя до сих пор нет лицензии на производство — не по карману. Вагнер надеется на законодательные нововведения, которые позволят получить ее по упрощенной схеме. Да и делать вино пока тоже негде. Алтайский винзавод продан и перепрофилирован под производство минеральной воды. В общем, попробовать местное вино жителям вряд ли скоро удастся. Хотя на дворе уже 2017 год.
«Мы будем делать все, чтобы винзавод объединить с виноградниками, получить нормальный симбиоз и производить вина. Они не просто согласны, они это будут делать», - заявил глава администрации Алтайского района Виктор Коршунов.
Тем не менее, в отличие от властей, в начинания виноградаря эксперты верить не спешат. Считают, что выбранный Вагнером виноград для Сибири не очень-то подходит. И требует гораздо больших хлопот.
«Виноград — это южная культура. Одно дело приспособить несколько кустов и другое дело – промышленная технология, когда надо работать гектарами. Там другая технология должна быть. Основа технологии выращивания винограда в Сибири – это укрытие на зиму и сохранение потом от весенних заморозков», - сказал еще один садовод из Алтайского Антон Макунас.
Таким образом, виноделие на Алтае остается делом спорным и, возможно, вовсе нецелесообразным. Впрочем, на Петербургском экономическом форуме алтайский сенатор Михаил Щетинин заявил, что отказываться от задуманного в регионе не намерены.
«Соответствующие работы на винограднике выполнены. Почки распустились, и я думаю, что будем собирать урожай в этом году. Вино есть. И оно с каждым годом становится лучше и лучше. Но это непростой процесс», - заметил Щетинин.
Сможет ли Владимир Вагнер получить лицензию, где будет перерабатывать сырьё, кому и как продавать вино? Да и вообще удастся ли вырастить виноград? Ответы на эти вопросы за семь лет так и не появились. И не ясно, зачем в холодной Сибири пытаться производить вино, с которым справляются даже не все теплые страны. Но поход к светлому винодельческому будущему при организационной и методической поддержке алтайских властей продолжается.
Читайте также: Перспективы виноделия в Алтайском крае «засохли» на корню
Фото vinographia.ru