«Люди устали от того, что происходило в алтайском крайкоме КПРФ»

Мария Прусакова возглавила алтайский крайком КПРФ в непростое для него время. Увлекшиеся внутренними разборками коммунисты давно забыли, что такое идеологическая борьба, много говорили об омоложении, но кардинальных мер так и не принимали. И 32-летняя Маша, как называют ее в крайкоме, кажется самым лучшим выходом из смутных времен. Так это или нет, покажет время, а пока первая в современной истории алтайских коммунистов женщина-первый секретарь намерена «успокоить» однопартийцев, и дать бой на предстоящих выборах.

- Мария, вы сейчас стали очень медийной личностью. 28 мая вас избрали первым секретарем крайкома КПРФ. Вас часто спрашивают про назначение, скандалы в партии, но очень мало говорят о вашей биографии. Расскажите о себе, где родились, кто ваши родители.

- Я родилась в Барнауле. По профессии мама у меня инженер, папа – учитель истории. Родители развелись, когда мне было девять лет. Сначала я жила с мамой в районе Потока, в 15 лет переехала к папе в район Булыгино. Можно сказать, ребенок с рабочих окраин. Со мной постоянно были проблемы, замечания по поведению так и сыпались, я всегда рвалась дискутировать с учителями, с детства у меня было обостренное чувство справедливости, всегда активно защищала свою точку зрения.

До 9 класса я училась в школе №52. Особых успехов в учебе не имела, а в 9 классе решила, что нужно в жизни чего-то добиваться, хватит отсиживаться. Решила поступить в гимназию №40. На тот момент набор уже был окончен, но я позвонила в школу. Попала на замечательного человека - завуча Валентину Дмитриевну Еремину. Она кстати до сих пор там работает. И она, поговорив со мной по телефону, пригласила на собеседование, а после этого меня взяли в школу в социолого-психологический класс. Здесь у меня началась совершенно другая жизнь. Благодаря Валентине Дмитриевне я увлеклась социологией. Стала участницей учебной программы «Шаг в будущее». Написала работу о необходимости создания после развала комсомола современной молодежной организации. С этой работой я стала призером межрегионального этапа и даже выступала в Сибирском отделении академии наук. Это стало для меня поворотным моментом, появилась сфера, которая по-настоящему меня заинтересовала. Окончив школу, я поступила на отделение политологии АлтГУ, на заочное отделение.

- А где же в этой истории КПРФ? Судя по вашей биографии, вы в партии чуть ли не со школьной скамьи.

- Стаж настоящий. У меня папа состоял в партии, когда я писала научную работу, он меня в крайком направил для сбора разных материалов. Здесь я познакомилась с ребятами- комсомольцами. Меня это общение очень увлекло. Вот так и началось - с комсомольской деятельности, а потом, как только мне исполнилось 18 лет, я сразу вступила в партию. Можно сказать, что наука меня привела в КПРФ.

- Получается, вы построили настоящую партийную карьеру – от комсомольца до первого секретаря. Как чувствуете себя в этом новом качестве?

- С одной стороны, возложенная на меня ответственность не позволяет расслабляться. С другой стороны, мне очень помогает наша команда. У нас аппарат достаточно молодых и талантливых людей, которые здесь не за зарплату работают, а по зову сердца. У нас команда единомышленников и в этом плане мне очень легко и хорошо работается.

Мария Прусакова со страшими коллегами по партии

- Как вам удается найти общий язык с людьми, которые старше вас в два раза? Как с ними работается?

- Я себя позиционирую не как руководителя, а как часть команды. Честно, у меня больше проблем по половому различию, больше чем по возрастному. Но это обычный мужской шовинизм, который распространен у нас в обществе. Хотя для страны в целом становится тенденцией, что руководящие посты стали занимать женщины. А то, что касается возраста, то есть определенные сложности. Сложно перейти с Маши на Марию Николаевну, но постепенно, я думаю, все устаканится.

Люди устали от событий, которые в последнее время происходили в краевой партийной организации, от каких-то вопросов, несвязанных с борьбой с нашими идеологическими противниками. Мне кажется, что в том, что произошло, есть определенный плюс, все нацелены на победу, на достойный результат на выборах, соскучились именно по политической борьбе.

- Кого вы считаете идеалами? И на кого из коллег равняетесь в работе?

- Идеалы для меня – это мать Тереза и Жанна Д,Арк. Это кстати, к вопросу о возрасте. Вот Жанне Д,Арк было 17 лет, когда она смогла объединить до этого разобщенные группы. Поэтому думаю, что возраст и пол не показатель. Что касается моих партийных авторитетов, то безусловно, у нас в партии много достойных людей, с которых можно брать пример. Вот, к примеру, секретарь барнаульского горкома Валентин Сергеевич Неменов. Вообще мое знакомство с партией началось с него, я считаю его одним из самых харизматичных алтайских политиков. Все люди, с которыми я когда-либо работала, так или иначе, повлияли на мое становление в партии - это и Виталий Александрович Сафронов и Михаил Михайлович Заполев. Конечно, Сергей Иванович Юрченко. Именно он увидел во мне потенциал и поставил на руководящую должность в крайкоме. Я стала секретарем по оргработе. Дал возможность проявить себя. Безусловно, примером для меня является и Геннадий Андреевич Зюганов.

- Вы с ним лично встречались?

- Да и не раз. У меня даже собралась коллекция фото с ним еще с комсомольских времен. Когда меня назначили исполняющей обязанности, то пригласили в Москву, у нас была личная встреча с Геннадием Андреевичем.

- Какие-то наставления получили?

- Самое главное - это моральная поддержка в такой непростой предвыборной ситуации, и нестандартной ситуации в крайкоме. ЦК понимает ответственность, которая лежит и на них, так или иначе они тоже сыграли свою роль в решении Сергея Ивановича об отставке. Поэтому мне оказывается очень хорошая моральная поддержка и со стороны ЦК и самого Геннадия Андреевича, за что я им очень благодарна. Нина Александровна Останина – как женщина-политик для меня является примером. Она прекрасный оратор, очень мало таких людей. Говоря о наставниках, расскажу истории. В студенчестве, на практике я попала на прием к помощнику председателя комитета по социальной политике краевого парламента Галине Моисеевой. Пришел на прием ветеран. Он буквально плачет, что его дети бьют и обижают, так все плохо. Галина Владимировна тут же звонит и решает вопрос. И он отсюда направляется в госпиталь для ветеранов. Я поняла, что тоже так хочу - хочу добиться в жизни успеха не ради материального обогащения, а ради возможности помогать людям. А председателем комитета тогда была Нина Петровна Данилова, она тоже для меня является примером.

Мария Прусакова и Нина Данилова (справа)

- Нина Петровна очень неоднозначно высказалась о вашем назначении. (Читайте подробнее: «Вопрос об участии в выборах я оставлю открытым». Нина Данилова дала первое интервью после выхода из КПРФ )Как-то это прокомментируете?

- Я лично очень хорошо отношусь к Нине Петровне, а все остальное я комментировать не буду, потому что это вопросы нашей внутрипартийной деятельности, а мы договорились, что особенно перед выборами мы их не обсуждаем в СМИ.

- Официально стартовала избирательная кампания. У вас какие планы, где вы будете баллотироваться?

- Я выдвинута местным отделением Заринска, по округу №18 – это Заринск и Заринский район. Каких-то других решений не принималось.

- У вас сейчас есть в планах стать депутатом или вы бы хотели сосредоточиться на партийном руководстве?

- Я понимаю, что депутатский мандат дает дополнительные возможности. Благодаря депутатским запросам можно больше помогать людям, решать конкретные проблемы. С это точки зрения новый статус будет только плюсом. Но сейчас целенаправленно стоить свою работу только в этом направлении я не считаю правильным. Если товарищи скажут: надо – пойду. Я считаю, что нужно сконцентрироваться на партийной работе. И это тоже сейчас будет нужно и правильно.

Мария Прусакова и секретарь по идеологии крайкома КПРФ Дарья Зулина (справа)

- Планируете какие-то кадровые перестановки?

- Нет, я считаю, что в этот период и так потрясений достаточно. Я считаю, что у нас очень хороший коллектив, и он не нуждается в каких-то серьезных кадровых перестановках. Может где-то нужно перераспределение обязанностей, более четкая постановка задач и давать людям больше возможностей для самореализации. Единственное кадровое решение, которое я приняла, это была моя инициатива, это смена руководителя избирательного штаба. Его возглавляла до этого наш секретарь по идеологии Дарья Зулина, но решили, что она больше должна сконцентрироваться на агитационной работе. А возглавил штаб Виктор Панин – это очень авторитетный и не только в коммунистической среде человек. Я считаю, что у него есть стратегическое мышление, навыки руководителя, которых может мне где-то не хватает, поэтому думаю, что с ним мы все стратегические вопросы решим.

- Никто из ваших молодых товарищей не просит продвинуть на выборах?

- Я не скажу, что кому-то прежнее руководство кому-то не давало развиваться. Может личные конфликты у кого-то и были, но крест ни на ком не ставили. А что касается моих товарищей, то не буду лукавить, с моим приходом несколько человек восстановились в партии и хотели бы активно заняться работой. Такие резкие перемены стали для многих сигналом, что мы делаем ставку на молодежь.

Экс-лидер алтайских коммунистов Сергей Юрченко и Мария Прусакова 

- Вам не кажется, что вас используют? В преддверии выборов ваше назначение, как бы там ни было, очень выгодно смотрится, а закончится кампания, и поставят кого-то другого.

- У нас тут никого не ставят. У нас в партии все-таки выдвигают. Мое назначение стороннему наблюдателю может показаться неожиданным, но это не так. Если смотреть с точки зрения нашей партийной иерархии, то у нас есть первый секретарь – это был Сергей Юрченко, у него есть зам – Иван Шевченко, который в отсутствие руководителя в крае, исполняет его обязанности. Я была секретарем по оргработе и фактически замом Ивана Васильевича. А когда Сергей Иванович был в Москве, то я выполняла и его функции. Вообще вопросы кадрового резерва у нас постоянно контролируются. Сергей Иванович еще два года назад обозначил, что видит меня во главе крайкома. Мы ездили на пленум в Москву, где я и Иван Карпов были обозначены как потенциальные руководители. Если я совсем подведу своих товарищей, то, наверное, выбирут более опытного и мудрого человека и это будет правильно. А если со всем справлюсь, то я надеюсь и на дальнейшую поддержку коммунистов края.

Как в семье отнеслись к вашему повышению?

- Процесс моего роста шел постепенно, поэтому совсем неожиданным это не стало. Безусловно, муж мной гордится. Есть женщины, которые могут реализоваться только за счет того, что они хорошие хозяйки, жены, мамы. Я на самом деле таким завидую. К примеру, я очень люблю готовить, особенно десерты разные – это меня увлекает, но быстро наскучивает. Мне нужно постоянно делать мир лучше, я хочу людям помогать. Мне мало осчастливить трех людей вокруг себя.

- Муж у вас далек от политики?

- Да, эта сфера ему абсолютно чужда. Он бизнесмен.

- Агитируете его голосовать за КПРФ?

- Конечно, когда я баллотировалась в городскую думу, то он даже разместил баннер с лозунгом: «Маму молодую в Думу городскую». Он меня поддерживает, но не по идеологическим соображениям. У нас с ним мировоззрение разное. Он человек, который привык зарабатывать деньги своими руками. Он не всегда понимает, чем я занимаюсь? Что, говорит, ты там делаешь целыми днями? Я говорю, мы зарабатываем голоса на выборах, делаем людей счастливее. Он может зарплату каждый месяц людям платить, а я могу сделать запрос и решить проблему одного человека или целой семьи. У меня уже пять лет есть подшефная – Маша. Она сирота, я стараюсь ей всячески помогать. Вот недавно удалось решить вопрос с квартирой. Меня это настолько поражает, что можно одной бумажкой глобальные проблемы человека решить. Я для этого и пошла в политику, чтобы эти механизмы использовать на благо людей.

- А время на семью вообще остается? У вас ведь кроме мужа две дочки.

- Очень помогают бабушки и дедушки. Я достаточно рано вышла из декрета, все это было связано с выборными периодами. Я понимала, что должна сейчас выходить, потом будет поздно. Я вышла на работу, когда старшей дочери было семь месяцев, а второй было два месяца. Конечно, если бы меня не поддерживала вся моя семья, то строить политическую карьеру бы не получилось. Точно знаю, что дочки мной гордятся.

Мария Прусакова со старшей дочерью Владой 

- Как вы им объясняете, чем вы занимаетесь, где работаете?

- У моей дочери как-то в садике спросили, где работает твоя мама, она сказала: «Мама работает на Зюганова». Сейчас старшая уже в третьем классе, хорошо учится, делает успехи, а младшей четыре года, она ходит в детский сад.

- Что любите читать?

- Сейчас перечитываю украинского политолога Георгия Почепцова «Паблик релейшн для профессионалов». Мне ее, кстати, подарили, когда я вступила в партию. Здесь есть интересные вещи, которые могут быть полезны в этот предвыборный период. Вообще, мне нравятся книги по психологии, социологии. Конечно, Ленина читала. Правда, не все собрание сочинений.

- А как отдыхаете?

- У меня муж ведет очень активный образ жизни. Он меня приобщил к горным лыжам. Ездим с друзьями в Горную Шорию. Активно путешествуем с семьей, с друзьями по краю и всей стране. Я очень люблю наш край. Места у нас прекрасные и люди хорошие, хотелось бы, чтобы они еще и жили лучше, чем сейчас. И все, что в моих силах, я постараюсь для этого сделать.

Алла Филиппова. 

Фото из личного архива Марии Прусаковой. 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей