Уже в этом году некоторые услуги, оказываемые государственной службой скорой медицинской помощи, будут поставлены на рельсы аутсорсинга – перейдут на исполнение к негосударственным компаниям. В первую очередь к частникам перейдет оказание транспортных услуг. «ПОЛИТСИБРУ» попросил алтайских экспертов пояснить, что принципиально изменится в системе оказания скорой медпомощи, когда часть ее услуг перейдет в частные руки.
Скорая не станет платной
Реформы в системе оказания скорой и неотложной помощи будут осуществляться в связи с распоряжением президента России Владимира Путина. В конце марта 2015 года он поручил Минздраву рассмотреть вопрос о передаче частникам перевозок, изучив опыт тех регионов, где эти услуги уже отданы на аутсорсинг.
Как пояснили в Главном управлении здравоохранения Алтайского края, скорая медицинская помощь населению сейчас оказывается в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздрава и даже после исполнения поручений президента в самой системе оказания скорой медицинской помощи ничего принципиально не изменится. Воплощения слухов о том, что вызов скорой станет платным, пациентам ждать не следует, говорят в ведомстве.
«Речь в поручении президента Российской Федерации идет о передаче на аутсорсинг транспортных услуг (обеспечение службы автомобилями скорой медицинской помощи, укомплектование их водителями, ремонт, обеспечение выхода на линию в количестве, необходимом для оказания медицинской помощи в соответствии с вышеназванным порядком)», - пояснили в крайздраве, отметив, что варианты передачи частным компаниям других услуг пока не рассматриваются.
А как у других?
Эксперимент с частными скорыми уже несколько лет проводится в республиках Марий Эл, Чувашии, Пермском крае, Архангельской, Вологодской и Кировской областях. По поручению президента Минздрав совместно с властями этих регионов проанализируют проекты по передаче негосударственным организациям транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи.
В Главном управлении здравоохранения Алтайского края уже успели изучить опыт других регионов и оценить возможные риски новой реформы. В частности, стоимость одного машино-часа работы частной скорой оказалась выше, чем государственной.
«Согласно данным проведенного электронного аукциона для ГБУ «Медведевская центральная районная больница» Республики Марий Эл, стоимость 1 машино-часа составляла 332,39 руб. без учета стоимости горюче смазочных материалов, по г. Уфа – 322 руб. Фактические затраты по содержанию автомобилей скорой медицинской помощи в настоящее время в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул» составляют 199,19 руб.», - отмечают в крайздраве.
Однако в управлении учли, что большинство машин скорых в Барнауле не оснащены современным медицинским оборудованием, которое есть в автомобильных парках тех регионов и городов, которые передали автоуслуги скорой помощи в частные руки.
Больше минусов, чем плюсов
Говоря о возможных положительных результатах реформы, в крайздраве подчеркивают, что она «может обеспечить необходимое обновление парка санитарного транспорта с учетом нормативных сроков его износа и технического состояния».
Главврач Краевой клинической больницы скорой медицинской помощи Владислав Бомбизо отметил, что такая реформа может быть полезна только при сохранении существующих объемов скорой помощи.
«Такую реформу можно провести только параллельно, без малейшего ущерба для работающей системы здравоохранения в сегменте скорой помощи. Там существует потребность в укреплении кадров. Если не обеспечить сейчас сохранение объема скорой помощи, которую мы оказываем в рамках государственной системы здравоохранения, то последствия могут быть катастрофическими», - отметил Владислав Бомбизо.
Конечно, пока рано говорить о возможных последствиях, но специалисты уверены, что даже при передаче автопарка скорых в частные руки, ответственность за оказание скорой медицинской помощи по-прежнему будет возложена на медицинскую организацию, которая эту помощь оказывает.
«Оперативные показатели скорой медицинской помощи (время доезда), существенно зависят от технического состояния транспорта, количества автомобилей, вышедших на линию и др. Кроме того, не проработан вопрос о том, кто будет нести ответственность за оснащение санитарного транспорта медицинским оборудованием, его исправностью и проведением поверки в соответствии с требованиями к медицинской технике, что тоже является существенным», - отмечают в крайздраве.
В управлении также пояснили, что перевод на аутсорсинг автомобилей скорой медицинской помощи возможен только в рамках действия Федерального закона от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эксперты предполагают, что новый вид услуг на рынке края, вероятнее всего, будет монополизирован. Это позволит победившей на аукционе компании диктовать свои условия для больных, которые перейдут в статус потребителей услуг. Кроме того, эти услуги, скорее всего, не будут представлены в сельской местности.
Еще один из возможных рисков – это дефицит водителей, который уже сегодня существует в службе скорой помощи и еще более усугубится с передачей транспортных услуг в частные руки.
По информации о вакансиях с сайта ООО «Эффективная система здравоохранения» Архангельска, оказывающего услуги по обеспечению автомобилями скорой медицинской помощи, водителям предлагается заработная плата в размере 15000 рублей, сообщает крайздрав. Проблемы с кадрами существуют и в Перми, где компания, в феврале 2016 года выигравшая аукцион на оказание транспортных услуг, не смогла обеспечить выход автомобилей скорой помощи из-за отсутствия водителей.
Частники попросту не желают тратить лишние средства на зарплату, из-за чего остаются без кадров: желающих работать водителями скорой за такие скромные деньги немного.
Полина Грязнова.
Фото Олега Укладова.