Развязка громкого пятилетнего процесса о пожаре на барнаульском складе близится, но к экспертизам по нему есть большие вопросы
Резонансное дело о пожаре, уничтожившем крупный склад в Барнауле, которое длится в арбитражном суде уже почти 5 лет и касается миллиардных убытков, в ближайшие месяцы может завершиться в первой инстанции. Его участники – известные в городе предприятия и бизнесмены. Как следует из материалов суда и пояснения сторон, одна только история с проведением экспертиз по этому разбирательству тянет на сценарий к детективу.
Близится финал
Напомним, мощный пожар произошел в апреле 2021 года, он полностью уничтожил логистический центр MSV Logistic. Его владельцем была компания "Энергия маркет", связанная с активами предпринимателя Сергея Мажаева. Она предъявила иск в суд на 1,3 млрд рублей к промышленному предприятию "Мартика", одному из арендаторов. Оно подало встречный иск на компенсацию ущерба. Третьими лицами по делу стали также арендаторы "Региональная торговая компания", "Эль-Трейд" и "Пакетон".
Истец считал, что в пожаре "виноват" погрузчик "Мартики". Ответчик с самого начала настаивал на том, что такой иск – попытка "переложить с больной головы на здоровую", так как пожар хоть и возник над складом завода, но не по его вине, и больше вопросов вызывает состояние здания и его противопожарной системы. Суд назначал уже две пожарные экспертизы (одну – в самом начале, вторую, фактически новую, в 2023 году, потому что результаты первой не устроили никого).
В январе 2026 года краевой арбитраж отказал обеим сторонам в проведении любых дополнительных экспертиз (пожарной, строительной, бухгалтерской и т. д.). А это значит, что новых существенных оснований для вынесения решения нет – с учетом того, что уже неоднократно были допрошены многочисленные свидетели и эксперты.
Что не так с экспертизой
Если первоначальные экспертизы говорили о том, что возгорание произошло из-за короткого замыкания, то повторная пришла к выводу, что в комплексе кто-то совершил поджог. Но позже, в том числе во время опроса самих проводивших ее экспертов, оказалось, что в этой версии слишком много противоречий.
"Вывод о поджоге основан на том, что в окне моргнул свет, а сам пожар быстро разгорелся. При этом почему-то не принято во внимание, что на видео не было никого, кто мог бы сойти за поджигателя, что нет очагов и предметов поджога – ничего, что прямо говорило бы о чьем-то злом умысле. Также на основе только слов охранника сделан вывод о том, что система пожаротушения сработала, при этом не приняты во внимание показания многих свидетелей, включая пожарных", – говорят представители "Мартики".
"Журнал "Болид" не содержит сведений о входе/выходе посторонних лиц. Несуществующие косвенные признаки поджога <…>. Интерпретация направления горения противоречит пояснениям эксперта в суде. Игнорирование доказательств электротехнической причины пожара <…>. Эксперты не осведомлены о результатах исследования электропроводки на стадии дознания, где были обнаружены признаки аварийного режима", – цитирует позицию ответчика суд.
А в ходе заседания 11 февраля 2025 года один из экспертов, Михаил Охотников, сообщил, что к квалификационным (то есть прямым) признакам поджога относятся два и более очагов, наличие приспособлений для него, остатки легковоспламеняющихся горючих жидкостей и другие. На уточняющий вопрос судьи, выявлены ли они, он ответил, что нет.
Один из экспертов, Павел Хацкевич, выступая в суде, сначала сообщил, что, по его мнению, причиной пожара стал аварийный режим работы электрооборудования (согласно стенограмме), чем, по сути, опроверг выводы заключения экспертов. Более того, авторитетный эксперт-почерковед сделала заключение (есть в распоряжении редакции), что подписи под экспертизой принадлежат не Хацкевичу. Позже Хацкевич отказался от своих показаний. Примечательно, что в сентябре 2024 года был уволен со службы в Иркутске, а потом – после отказа от слов – трудоустроен с повышением.
Эксперт Константин Кузнецов, который был фактически руководителем группы (определял план проведения экспертизы и сводил ее итоговый вариант), сейчас является обвиняемым по делу о получении взятки. Уголовное дело рассматривается в Куйбышевском районном суде Иркутска.
Он, а также еще один его коллега по проведению экспертизы по барнаульскому пожару, Александр Гайденко, были уволены со службы в июне и августе 2025 года.
"При подготовке заключения экспертами не использованы показания многочисленных свидетелей", – подчеркивают представители ответчика.
Более того, выяснилось, что выводы итоговой экспертизы о причинах пожара противоречат досудебной экспертизе, которую проводили эти же эксперты (имеются в распоряжении редакции).
Скажем, в окончательном варианте причиной пожара назван поджог, а в досудебном документе – "воспламенение горючих материалов под воздействием источника зажигания, образование которого связано с протеканием аварийных пожароопасных режимов работы электросети или электрооборудования".
Итоговая судебная экспертиза говорит, что возникновение огня могли спровоцировать "подготовительные действия", а его распространению способствовать "наличие значительного объема пожарной нагрузки". Тем временем досудебный документ говорил совсем о другом: что к пожару привела "эксплуатация электрооборудования в условиях повышенной влажности окружающей среды" (протекала крыша), а распространению огня "помогла" плохая работа пожарной сигнализации.
И это не говоря о том, что судебная практика говорит однозначно, что досудебную и судебную экспертизы не должны проводить одни и те же люди.
Уйти от ответственности
Крайне противоречивая версия поджога, считают участники процесса, хоть и снимает подозрения с, как оказалось, невиновных арендаторов, но может позволить собственнику склада и истцу избежать ответственности за возникновение и последствия пожара. А убытки совокупно по всем арендаторам превышают 1 млрд рублей.
При этом "Энергия Маркет" пыталась инициировать проведение повторной бухгалтерской экспертизы в отношении "Мартики", чтобы подтвердить обоснованность предъявляемых ими убытков на 250 млн рублей. И предлагала компанию, которая могла бы такую работу провести, следует из материалов арбитражного дела.
Однако "Мартика" возразила, что первая экспертиза дает исчерпывающую информацию, она опирается на объективные данные бухгалтерского отчета (выгружен из 1С) и налоговую отчетность, одобренную ФНС. А предлагаемые эксперты уже делали ранее заключения для компаний, аффилированных с "Энергией Маркет".
Суд счел, что нет оснований для назначения повторных экспертиз – ни бухгалтерской, ни пожарной.
"Для нас принципиального значения не имеет, какая из сторон в итоге будет возмещать убытки. Но есть определенные действия истца, которые вызывают настороженность, – говорит представитель компании "Эль-Трейд" в суде. – Идет спор на сумму, превышающую 1,3 млрд рублей. И что делает "Энергия Маркет", которая является собственником земельного участка и сгоревшего объекта недвижимости? Еще до начала судебного разбирательства, понимая, что будет предъявлен иск, очищает площадку, избавляясь таким образом от улик".
Наверное, предполагает юрист, для добросовестного участника, который пытается добиться правды в судебном заседании, это поведение как минимум странно:
"Ведь так он ограничивает себя в доказывании [правоты]. У них были формальные фиксации некоторых вещей, которые для них удобны. Но они понимали, что такая категория дел предполагает назначение соответствующей экспертизы. И в ее рамках было допрошено огромное количество экспертов. И они поясняли, что в случае, если бы этот объект был сохранен в том виде, в котором он остался после пожара, то установить ответы на вопросы, которые интересуют суд для принятия обоснованного решения, было бы гораздо проще. С учетом этого можно предполагать наличие какой-то противоправной схемы".
Кроме того, по словам представителя, он наблюдает определенные действия со стороны истца: "Во-первых, он стал работать с активами аффилированных юрлиц. Во-вторых, стал не гасить задолженность перед своими кредиторами, а выкупать права требования на нее. Так могут поступать компании, которые предполагают сценарий банкротства".
Примечательно, что представителями "Энергии маркет" в суде в разные моменты выступали Антон и Алексей Долговы. Первый – юрист, судя по данным "Спарк Интерфакс", выступал ликвидатором на некоторых предприятиях. Алексей Долгов более известен в публичном пространстве. В 2019 году его приговорили к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в 75 млн рублей по уголовному делу о взятках двум судьям алтайского арбитража. Он, тогда арбитражный управляющий, выступил посредником при передаче денег. Долгов сразу пошел на сделку со следствием и в итоге единственный получил условный срок. Во время расследования правоохранители заинтересовались другим судьей, которому взятки также передавал Долгов и которого в итоге тоже приговорили к реальному сроку.
Следующее заседание суда по делу о пожаре назначено на 12 февраля. И только по итогу полного разбирательства может стать ясно, кто и кому будет восполнять понесенные убытки.
Тем временем из всех участников процесса только две компании-арендатора ведут финансово успешную деятельность, следует из данных "Спарк Интерфакс", – это "Эль-Трейд" и "Мартика". Последняя последовательно инвестирует в развитие и входит в топ-100 крупнейших налогоплательщиков края.