Главными заинтересантами в развитии площадей хранения остаются маркетплейсы, но у перепродавцов и производственников потребность в складах упала на десятки процентов
Пик бешеного спроса на складские помещения прошел, и в перспективе в них может расти объем пустующих площадей. На федеральном уровне тренд уже очевиден. В Алтайском крае, где нет огромных логистических хабов, он пока не так выражен, но и здесь охлаждение налицо. Все дело в остывшей экономике, смене бизнес-стратегий и потребительского поведения, а также – даже в этом случае – в высокой ключевой ставке ЦБ.
Ажиотаж сошел на нет
Еще пару лет назад в Алтайском крае, как и по всей стране, эксперты фиксировали зашкаливающий спрос на современные склады.
Этому способствовал как всплеск потребительской активности на фоне роста доходов, так и бурное развитие маркетплейсов и электронной торговли в целом – селлерам нужны были склады.
Тренд затронул и Алтайский край – в Барнауле девелопер построил склад под Ozon, в Новоалтайске к участку под крупный объект присматривался Wildberries. Закладывались площади под производственные нужды, под аренду, как объект инвестиций.
"Когда был ажиотаж, всем требовались склады. Сейчас спрос спал – вслед за падением экономики. Все опасаются – непонятно, куда вкладывать деньги. Пока только в основном в банки вкладывают", – говорит барнаульский девелопер Андрей Кутулуцкий.
Маркетплейсы держат
Ситуацию на рынке определяют два разнонаправленных тренда. Первый – развитие в регионах маркетплейсов и уход селлеров из столичных в региональные логистические комплексы. Это федеральная тенденция.
"С насыщением рынков Москвы и Санкт-Петербурга именно региональные рынки становятся основным фокусом развития маркетплейсов: сейчас на них бум открытия пунктов выдачи заказов", – писал "Коммерсантъ".
Кроме того, в Московской и Ленинградской областях, где раньше концентрировались склады онлайн-торговцев, значительно выросли цены на аренду. "Многие продавцы, работающие с маркетплейсами, переносят свои склады оттуда – очень подорожала аренда, просто непомерная стала. Этот процесс примерно год назад начался", – рассказал "Толку" Виталий Смокотин, гендиректор компании "Мартика", которая производит в Барнауле изделия из пластмассы и торгует ими по всей России.
По данным экспертов "Коммерсантъ", по итогам 2025 года ввод новых складских площадей в регионах России вырастет почти вдвое – на 93%. Но это в основном проекты, запущенные ранее, на пике спроса. Не все они могут оказаться востребованными.
В Алтайском крае самый крупный проект – в Новоалтайске. Его строительство год назад анонсировала новосибирская компания "Надстрой" (входит в группу "Новосибирскавтодор") и подписала договор с правительством края. Заявлялось, что это будет объект общей площадью около 90 тыс. кв. метров и стоимостью в 5 млрд рублей. Планировалось вводить его двумя очередями – первые 35 тыс. "квадратов" в 2025 году, остальные 55 тыс. – в 2026-м.
Как рассказал "Толку" замглавы города Вячеслав Бондарев, все работы идут по плану. Введение объекта в эксплуатацию предполагается в ноябре 2025 года.
Год назад оператор проекта – федеральная компания IBC Global – сообщал "Толку", что большая часть площадей первой очереди уже была законтрактована на тот момент.

Что касается намерений Wildberries, которая также рассматривала площадку под Новоалтайском под размещение логистического комплекса, то, по словам Бондарева, решение о строительстве пока так и не принято.
Но в любом случае онлайн-торговля будет поддерживать спрос на склады.
Разрушились бизнес-модели
Другая ситуация – с производственными площадками хранения и складскими мощностями, которые использовали торговые компании, говорит руководитель АН "Ключ-риэлт" Константин Никитеев.
"Например, есть фирмы, которые закупали продукцию на складах и торговали ею на внутреннем рынке. У них наблюдается большая проблема. Причина – в дорогом кредитовании, из-за которого многие компании резко поменяли бизнес-модель. Раньше они закупили что-то, в том числе с привлечением заемных денег, продали – какая-то маржа выходила. Теперь эта модель летит в тартарары: приходится работать либо по предоплате, либо с колес, не накапливая товарные остатки на складах. Такая же ситуация по производственным площадям, где тоже рынок затормаживается, если не говорить о предприятиях ОПК. И тут тоже главный корень проблем – дорогое кредитование. 20-30% годовых рушат практически все бизнес-модели".
С экспертом согласен и Виталий Смокотин. Он объяснил, как эта логика работает в промышленности.
"Сегодня объемы продаж падают на всех рынках. Допустим, раньше нам нужно было держать складской запас на 1-2,5 месяца в зависимости от сезона. Но если объем продаж падает на 10-20%, то и запас тоже должен сократиться как минимум на столько же. Но здесь включается другой фактор. Когда растет банковский процент по кредитам, необходимо сокращать весь операционный, финансовый цикл – от момента закупа сырья до продажи готовой продукции. Чтобы снизить затраты. И тогда при падении объемов продаж на 10% складские запасы нужно сокращать уже на 20-25%. Это вопрос эффективности".
Плюс, говорит Смокотин, в текущих условиях идет более тщательная работа с ассортиментом – те товары, которые раньше были убыточными, но предприятие могло их себе позволить за счет продаж других позиций, теперь убираются. А значит, и здесь сокращается потребность в складских площадях. "То есть в итоге объем хранения сокращается даже не соразмерно рынку – предприятие должно опережать падение, чтобы повышать свою эффективность", – резюмирует производитель.
Так что тренд на сокращение объемов хранения может нарастать. По данным исследований NF Group, вакантность в складских объектах регионов России по итогам 2025 года вырастет на 2,5% год к году – до 4,8%, писал "Коммерсантъ". Эксперты отмечают, что ряд девелоперов уже пересмотрели планы по вводу в эксплуатацию новых объектов и через год объемы строительства складов могут сократиться на четверть.