До революции главные новогодние гуляния в Барнауле проходили на Демидовской площади. В то время барнаульцы больше ждали Рождества и проводили балы-маскарады
Новый год совсем близко, и главной праздничной площадкой в Барнауле по традиции станет площадь Сахарова. Впрочем, когда-то народные гуляния в городе проводили совсем в других местах. До революции все массовые праздничные действа организовывали на Демидовской площади и площади Свободы. А жители региона ждали не столько Новый год, сколько Рождество.
Одна из старейших площадей Барнаула, Демидовская, говоря по-современному, центр притяжения. Зимние забавы до революции 1917 года в Барнауле проходили именно здесь.
"Демидовская площадь тогда, в начале XX века, была чем-то вроде площади Сахарова сейчас. Главной елки, как мы привыкли с советских времен, до революции еще не было. Здесь проводились ярмарки и гуляния", – рассказал историк и краевед Данил Дегтярев.
Уличные фокусы, продажа блинов и катание на коньках. Каток здесь заливали на всю площадь. Точно известно, что на льду катались и взрослые, и подростки. Однако выходили ли на лед Барнаула женщины, доподлинно неизвестно.
100 лет назад главным праздником было Рождество, к которому тщательно готовились: прибирали дом, готовили вкусные блюда. Самые масштабные гуляния проходили по современному адресу Ленина, 18. Здесь же ставили первые елки в домах.
"Самые богатые, самые известные елки были в доме начальника алтайского округа, то есть, грубо говоря, губернатора. Здесь проходили так называемые губернаторские елки, но не в смысле как сейчас, для детей. Это было ближе к балу-маскараду", – пояснил Данил Дегтярев.
Главной задачей было не наесться и напиться, а навеселиться. Подарки чаще всего дарили детям: обычно сладости, которые в начале XX века могли даже не производить в России. Кроме того, в праздник посещали церковь. Одной из важных точек был Петропавловский собор на площади Свободы, просуществовавший до 1935 года. С приходом Советов, отменивших религию, на площади стали строить снежный городок и устанавливать елку.
Позже елки стали появляться повсеместно. А в середине 1940-х годов власти отделили праздничные традиции в формате Нового года от запрещенного христианского Рождества. И довольно скоро Дед Мороз и Снегурочка стали четко ассоциироваться с 31 декабря. Спустя почти век Новый год по-прежнему сочетает в себе фольклор и советскую атрибутику.