Алтайские эксперты-криминалисты рассказали, как проводят опознания по запаху

Телеканал, 21:27, 09.02.2024

Насколько сложен процесс опознания по запаху и как часто применяются такие исследования в крае регионе – выясняла съемочная группа "Толка"

Алтайские эксперты-криминалисты освоили методы проведения порядка 50 различных экспертиз и исследований, в том числе так называемую одорологическую: когда преступника помогает определить запах.

Грей – мохнатый эксперт по одорологической экспертизе или экспертизе по запаху. Так уже 23 года работает алтайский экспертно-криминалистического центр. Найти преступника по запаху их задача.

"Запах каждого человека, он настолько же уникален и индивидуален, как и ДНК. То есть двух одинаково пахнущих людей не бывает", – объяснил главный эксперт отдела биологических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по краю Дмитрий Ревенко.

Одежда хранит запах до трех месяцев и больше, гладкий полимерный нож – пару недель, а, например, древесина с учетом наслоения крови жертвы может хранить запах десятки лет. Основной профиль подразделения – тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни здоровья и половой неприкосновенности. В штате четыре сотрудника и их четвероногие друзья.

"Сейчас восемь собак. Все породы разные: два бордер-колли, один лабрадор, два австралийца. Шипперке есть", – рассказал эксперт отдела биологических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по региону Александр Вольных.

Метод, который к середине 90-х его превратили в экспертизу, берет начало в кинологии. Его основоположниками еще в 60-х годах стали Сулимов и Старовойтов. Однако прежде чем собаки унюхают совпадение, сотрудники экспертно-криминалистического центра проводят большую работу. Начинается все с вещественных доказательств, которые привозят в лабораторию с места преступления.

"Сбор запаховых следов происходит креогенно-вакуумным способом. Сейчас я вам расскажу на примере модельного объекта – перчатки", – отметила эксперт отдела биологических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по региону Дарья Ерещенко.

Перчатку в банку, для экспертизы используют сборник запаховых следов. В сборник помещают стерильные хлопковые салфетки – как раз на них будут осаждаться запаховые частицы. При помощи хирургического отсасывателя оттуда извлекают воздух, чтобы там образовался вакуум. После банку ставят на водяную баню, и эксперт заливает в сборник жидкий азот.

"Жидкий азот испаряется оттуда. Минут 45-50. Здесь образуется белый налет, и когда он полностью испаряется мы понимаем что запах можно снимать", – объяснила

Хранят запахи до пяти лет в холодильнике при температуре в 15-18 градусов. Они расположены в порядке, по годам и ждут своей очереди, когда по ним будут произведены экспертизы. А ждут они подозреваемых, у которых берут кровь.

"Когда у нас есть подозреваемый, от него берутся сравнительные образцы, с этих образцов мы тоже получаем запаховую пробу. Исследуем ее в сравнительном ряду, сопоставляем тождества запаховых следов из образца крови и с изъятого объекта", – отметил Дмитрий Ревенко.

По словам экспертов, кровь – идеальный источник запаха: без бытовых примесей и парфюмерии. Она также не подвержена изменению под воздействием лекарств. Сложность же в том, что на каждый объект подбирают не менее восьми похожих объектов – запахов других людей, так называемых статистов.

Больше времени занимает подготовка, саму же экспертизу выполняют в течение одного дня. Вероятность ошибки очень мала – одна на 100 миллионов.

"Применяем не менее трех собак, каждая из последующих подтверждает результат проделанной работы предыдущей собаки. И только в таком случае мы даем категорическое заключение", – подчеркнул Дмитрий Ревенко.

В год алтайский центр проводит не меньше двухсот экспертиз. В России таких лабораторий всего 13. В Сибирском Федеральном округе – две, поэтому география расследуемых преступлений обширна – от Урала до Петропавловска-Камчатского.

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей