Организация несколько лет отвечала за сбор и вывоз ТКО в барнаульской зоне. А сейчас ее экс-руководителя обвиняют в "разворовывании" мусора
Директора компании "Эко-комплекс", которая занимается вывозом ТКО, арестовали осенью 2022 года. Через год дело ушло в суд. Заседания проходят без камер: несмотря на официальный запрос, журналистам запретили даже пройти в здание суда.
По мере разбирательства у участников процесса возникает все больше вопросов.
Следствие полагает, что с разрешения директора "Эко-комплекса", в собственности которого находится барнаульский полигон, новосибирская компания как арендатор с 2018 по 2022 год собирала и вывозила с нашего полигона вторсырье – пластик, стекло, металл для вторичной переработки. Следователи подсчитали стоимость вывезенного. Ущерб предприятия на эту сумму и вменяют в вину Виктору Карлу.
"Ущерб, согласно обвинению, 202 млн рублей. Причем эта сумма взята полностью с потолка. У меня есть ответ руководителя "Эко-комплекса", что в результате всех этих действий предприятие получило 15 млн прибыли", – поделился адвокат Максим Гордеев.
Но и эту, в разы меньшую сумму, по мнению адвоката, обвиняемому не могут вменять в вину по нескольким причинам. Главная: мусор не принадлежит полигону или компании-собственнику полигона, а значит, и получить прибыль с него она не может.
Это ключевой момент расхождения в прочтении таких ситуаций разными юристами, следователями и судьями. Несмотря на шесть лет действия мусорной реформы, судебная практика по таким делам в России лишь формируется. В 2023 году совет торгово-промышленной палаты России даже принял резолюцию, где отметили правовую неопределенность в процедуре подтверждения прав на ТКО.
В вопросе обращения с отходами переплетаются административное, гражданское и экологическое законодательство. Студентам в вузах дают простой пример отказа от собственности: потерял или выбросил вещь – она тебе больше не принадлежит. Но к мусору это неприменимо.
Многие удивятся, но даже на полигоне, до момента захоронения, ваш мусор остается вашим. Это следует из типового договора оказания услуг по обращению с ТКО, которым пользуются в регионах, в том числе на Алтае.
В интернете достаточно историй, когда человек требовал вернуть уже увезенную на полигон вещь. В Барнауле юристы возвращали владельцам выкинутые куртки с ключами, системные блоки с заначкой и даже просто мусор.
Собственность жителей на мебель, книги, фантики от конфет и многое другое прекращается в двух случаях – после захоронения или переработки.
Новым собственником становится переработчик, но вновь не полигон. Более того, по закону об обращении с вторичными ресурсами и их вовлечении в хозоборот, металл, пластик, бумага и другие вторресурсы не могут быть захоронены. Их нужно утилизировать.
В деле Виктора Карла предприятием по утилизации стала новосибирская компания, так как в Барнауле мусороперерабатывающего завода нет. Однако следователи полагают, что эти действия вели не к соблюдению закона, а обогащению.
На последнем заседании обвиняемый долго расспрашивал свидетелей, моют ли, измельчают, сушат или сжимают мусор на полигоне. Другими словами, представляет ли мусор ценность.
По словам юристов, четкую позицию насчет права собственности на отходы Верховный суд России выразил в 2015 и 2019 годах – впрочем, ее придерживаются и все остальные суды. Полигон как посредник в мусорном обращении не становится владельцем мусора. Тем не менее споры продолжаются.
Следующее заседание суда по делу директора "Эко-комплекса" состоится в середине января и будет последним с допросом свидетелей.