Глава следственного комитета взял на личный контроль ситуацию с дефицитом угля в Алтайском крае. Уже несколько недель наш регион гремит во всех соцсетях и СМИ, причем не с лучшей стороны
Тысячи сельских жителей в этом году замерзали в своих домах, кто-то два дня, кто-то неделю, а кто-то остался без тепла на целый месяц. И все потому, что не удалось вовремя наладить поставки угля.
Восемь тонн "счастья" привезли на днях жительнице п. Масальского Локтевского района Наталье Свечниковой. Больше месяца женщина, ее девятилетняя дочь-инвалид и отец-пенсионер замерзали – в своем районе купить тепло ни за какие деньги не могли, заказали топливо из краевой столицы – почти за 400 километров от дома.
"У соседей занимали, у родственников. Не в нашем районе мы купили этот уголь. Нам теплее стало, ребенок первый раз в ночнушке лег спать, а не в носках шерстяных и кофтах", – рассказывает женщина.
Теплые вещи здесь теперь спрятаны в шкаф, пуховые одеяла временно отложены в сторону, от печи веет долгожданным теплом – постепенно холодный дом прогревается.
"В наше время замерзать это не серьезно все. Этот год вообще мрак", – говорит Сергей Гладков, отец Натальи Свечниковой.
Локтевский – тот район края, где проблема с топливом, даже на первое время, до сих пор решается. От тонны угля, которую еще на прошлой неделе предлагали районные власти, Наталья отказалась – его предлагали из резервных запасов муниципалитета, а оно, говорит женщина, сомнительного качества: по ее опыту, расход казахстанского угля больше кузбасского. К тому же этот вариант дорогой: 5,5 тысячи рублей за тонну вместе с доставкой.
Сельские жители напуганы, что поставки "чёрного золота" прекратятся в любой момент, и запасаются им впрок, вот только оказалось, что уголь не только редкое явление, но это еще и роскошь – скромно живущие жители Локтевского района берут на эти цели кредиты.
"Каждый год я беру кредит в октябре-сентябре, и за год я рассчитываюсь. На следующий год я опять беру кредит", – рассказала жительница п. Масальского Надежда Елистратова.
В поселке Масальском, где дымят трубы – значит, уголь есть, где нет – значит, люди до сих ищут возможность его добыть и согреться. Проживает в Масальском не больше двух тысяч человек, но говорить о бедах с углем готовы далеко не все – в основном те, кто доведен до отчаяния.
"Угля добиваюсь каждый год с трудом. Я выходила на прямую линию к Путину. В начале октября выбила только 3,8 тонны угля. Но его не хватит, потому что уголь некачественный. Сейчас уходит по 2-3 ведра", – поделилась жительница поселка Нина Боброва.
Представители районной администрации комментировать проблему нехватки угля в районе не стали, сославшись на занятость.
Между тем глава столицы Локтевского района – города Горняка – Сергей Журба прокомментировал сложную ситуацию с топливом. Причина перебоев, по словам чиновника, в том, что угольные разрезы Казахстана стали работать на Европу и Китай, там за топливо предлагают хорошую цену, нежели в России. В районе были созданы организации, но даже им не отпускался угольный транш.
На прошлой неделе власти района начали выдавать особо замерзающим жителям района по тонне угля. Три тысячи рублей за уголь плюс доставка.
"Подвоз мог осуществляться как самими потребителями, так и теплоснабжающей компанией, их расценки вполовину меньше, чем частники осуществляют подвоз, если частники берут по тысячи рублей за машину, за доставку, то та же тепловая компания берет 640 рублей", – рассказал Журба.
640 рублей – это, к слову, только по Горняку. Чтобы довезти топливо до сельских жителей, нужно в три-четыре раза больше средств. Чиновники говорят, запасаться нужно было раньше – летом.
"С июля деньги лежат. Позвонил – по 20-30 человек очередь, угля нет. Считай, вся деревня с Третьяков привозила, а потом и в Третьяках не стало", – отвечает на это житель п. Масальского Сергей Гладков.
В Локтевский район ожидают поставку шести вагонов угля из Казахстана – это 100 тонн. В рамках района – это капля в море: на теплую зиму для 10-12 семей.
По информации краевого минстроя, эта партия не последняя. Но и в дальнейшем объем их будет небольшой. А между тем Наталья Свечникова, которая первая заявила о катастрофической нехватке угля в своем районе, собственно, как и другие жители, обеспокоена, что "черное золото" рано или поздно закончится и нужно будет искать тепло вновь.