Глубина "обмелела", цены выросли. Что происходит с туризмом на Алтае

Автодом. Путешествия. Туризм
Автодом. Путешествия. Туризм Фото: unsplash.com

Туристический Алтай не для местных жителей – это миф. Было бы желание путешествовать, а куда поставить палатку и где найти ночлег – это решаемые вопросы, считают участники проекта "Время трендов"

Туристы стали гораздо осторожнее, планируя отдых на Алтае. Выросшие цены, финансовые риски и ощущение неопределенности заметно сократили глубину продаж в 2023 году, утверждают эксперты. Однако тяга к первозданной природе, приключениям, запрос на информационный детокс по-прежнему актуальны. Об этом и многом другом говорили участники встречи "Время трендов".

"Время трендов" – проект портала "Толк" и бизнес-журнала "Автограф". Это встречи с экспертами, на которых мы говорим о трендах в мире инвестиций, строительства, моды, интерьера, красоты и о многом другом. Для создания настроения беседы мы выбираем тематические локации. О туризме мы говорили в ресторации туристического центра – "Горной аптеке", которую благодарим и за предоставленное место, и за вкусный чай из самовара.

Спрос просел

Еще в 2021 году, после пандемийного провала, спрос на отдых на Алтае взлетел. В регион хлынули туристы не только традиционно из Сибири, но и из европейской части России и из-за границы. 2022 год только усилил эту тенденцию, правда, с поправкой на обвальное сокращение иностранных клиентов. По словам Александра Смирнова, директора компании "Плот", прошлый год стал самым успешным для его фирмы за все время.

Но уже начало 2023 года показывает, что спрос из-за Урала сокращается, а поведение туристов становится предельно осторожным.

"Наши коллеги, которые сосредоточены на [продаже туров по] России, сделали исследование по первым двум месяцам 2023 года. Пока цифры необещающие. На 14% упал интерес к Алтаю у туристов из европейской части страны. Возможно, это связано с авиаперелетами и их ценой. Плюс сейчас другая нестабильность возникла", – говорит Александр Смирнов, директор компании "Плот".

Александр Смирнов, директор компании «Плот»
Александр Смирнов, директор компании «Плот»
Фото: Антон Губанов

Он добавляет, что аналогичный тренд складывается и в других регионах страны и Алтай на их фоне выглядит неплохо: "Мы в самом конце десятки по падению спроса на регионы. Вечный конкурент Алтая – Байкал – просел на 29%".

Однако Александра Томашевич, руководитель "Алтайтурцентра", уверена – делать выводы о том, что Алтай стал менее интересен для туристов еще рано: сезон только начался. Оценить его можно будет лишь со временем.

Ранее начальник краевого управления по туризму Евгений Дешевых говорил, что конкретно по Алтайскому краю отрицательной динамики не наблюдается. По его данным, за I квартал именно в нашем регионе отдохнули 157 тысяч человек, это на 13,5% больше, чем за такой же период прошлого года. А объем платных услуг при этом вырос и вовсе на 40% – до 2,3 млрд рублей.

Глубина продаж сократилась

Если о сокращении спроса на Алтай участники встречи говорят осторожно, то о глубине продаж заявляют однозначно: она, как отметил Смирнов, "обмелела". Максим Липовик, руководитель проекта Wow Altai, отмечает, что ранее отдельные туры могли бронироваться за год до путешествия:

"У нас очень короткий сезон – с середины июня до середины сентября. И раньше более половины приключений были забронированы и оплачены до Нового года. Сейчас из-за пандемии и других условий, некоторые за месяц боятся забронировать тур и оплатить условно полмиллиона рублей за отдых семьей".

Максим Липовик, руководитель проекта Wow Altaiв
Максим Липовик, руководитель проекта Wow Altaiв
Фото: Антон Губанов

Одно из самых серьезных опасений туристов: резкое изменение обстоятельств, из-за которых отдых может сорваться, а деньги вернуть не получится.

Цены растут, но отдых доступен

Цены на размещение туристов на Алтае за послепандемийный период выросли примерно на 25%. Эксперты отметили, что из-за сокращения глубины продаж стоимость размещения в сегментах средний плюс и VIP продолжат расти.

Туристы в Алтайском крае в 2023 году заплатили на 40% больше денег за услуги

На июнь-июль на турбазах, в отелях и санаториях региона забронировано уже около половины мест от номерного фонда, цифры опережают прошлогодние

"Когда тебе нужно снять номер в моменте, цены еще выше, чем ты предполагал. А при заблаговременном бронировании и предоплате они ниже", – говорит Максим Липовик.

Однако утверждение, что туристический Алтай теперь недоступен местным жителям, – миф, считают участники встречи. Это скорее эффект от активного продвижения отелей высокого класса, которые, надо сказать, и ранее не были доступны большинству желающих.

“На Алтае начали строить пятизвездочные отели с качественным проживанием. Люди смотрят на цены этих объектов, и им кажется, что стало очень дорого. Но я уверена, многие запросы по-прежнему можно удовлетворить”, – сказала предприниматель, участник проекта Wow Altai Елена Филипчук.

Елена Филипчук,  предприниматель, участник проекта Wow Altai
Елена Филипчук, предприниматель, участник проекта Wow Altai
Фото: Антон Губанов

Бюджетные места размещения на Алтае есть, утверждают эксперты. Стартуют цены с 300 рублей с человека в сутки – на место в стационарной палатке с постельным бельем и электричеством, рассказал Александр Смирнов. Хостел в четырехместном номере с удобствами или место на добротной базе в дальних районах Горного обойдутся в 800 рублей с человека. А вот аренда шале на Altay Village Teletskoe – в 330 тыс. рублей в сутки.

"Разброс цен в регионе уникальный. По нашей фирме – средний сегмент ориентируется на 5-6 тыс. в сутки за номер. Это хорошая база на берегу Катуни с панорамными окнами в номере", – рассказал Смирнов.

Барнаульские туристы в 2023 году остались без прямых рейсов за рубеж

Ни в Египет, ни в Турцию, ни в какую-либо еще страну без пересадок из Барнаула в этом году улететь не получится. Не запустят и планировавшийся рейс в Мьянму

"Если бы не было высокоуровневых средств размещения, а только деревянные домики, как много лет назад, то не было бы и мнения, что туризм на Алтае недоступен. Даже в разгар сезона можно поехать наудачу и найти доступный по цене ночлег. Я сама в прошлом году, в конце июля, отправилась в Горный с пониманием, что мне, возможно, придется ночевать в машине. Но в любом месте я находила варианты. Иногда не с первого и даже не с пятого раза, но находила. Цена – 700-1000 рублей с человека", – поделилась своим опытом Александра Томашевич.

"Я не знаю таких мест, куда бы среднестатистический житель хотел попасть и не смог, – подтвердил Максим Липовик. – По дорогам Алтая можно проехать своим ходом. Попасть в труднодоступные места можно, обратившись к проводникам из местных жителей. Необязательно размещаться в трехзвездочных и более дорогих отелях, можно воспользоваться форматом "аутдор" и собственным снаряжением. Тут вопрос в приоритетах и желании".

Сокращается время отдыха

Общемировой тренд на сокращение времени отдыха актуален и для Алтая. Маршруты, разработанные когда-то на 12 дней, сокращаются до 9 и менее. Время становится все более дорогим. Отсюда в том числе спрос на трансфер на вертолетах.

Александра Томашевич, руководитель "Алтайтурцентра"
Александра Томашевич, руководитель "Алтайтурцентра"
Фото: Антон Губанов

По словам Томашевич, тренд на короткие путешествия развивает туры выходного дня, туризм в соседние регионы, ситибрейки – короткие поездки в другие города:

"Мы как потребители начали знакомиться со своим регионом или соседними. В центральной части России этот тренд в активной фазе, потому что там небольшие расстояния между городами. Но и у нас это направление развивается".

"Мы объявили однодневные экскурсии по заповеднику и за пару дней одну дату полностью закрыли, – подтвердил спрос на короткие туры Алексей Эбель, специалист по развитию туризма в Тигирекском заповеднике и Национальном парке "Салаир". – Такой туризм ориентирован на жителей нашего и соседних регионов".

"Дикий туризм" с запросом на комфорт

Также общемировой тренд, актуальный для Алтая, – стремление в труднодоступные места, куда, по выражению Максима Липовика, "не успел докатиться асфальтовый каток". Люди выбирают такие путешествия ради приключений, возможности быть в компании единомышленников, ради погружения в аутентичную культуру и раскрытие культурных кодов, а еще чтобы получить информационный детокс.

Куда съездить на Алтае летом-2023: обзор главных фестивалей

Рассказываем, какие "хлебные" и "зрелищные" фестивали пройдут этим летом в Алтайском крае и что интересного готовят организаторы

"На Алтае есть места, в которых нет не то что интернета, но и сотовой связи. Там посреди села стоит один телефон, по которому можно позвонить в экстренных случаях, и все. Места там красивые, спокойные. Люди приезжают туда порой даже не для активного отдыха, а чтобы спокойно провести время, послушать реку, лес", – поделился Алексей Эбель.

Александра Томашевич добавляет: "Мы видим тренд на геймофикацию туризма. Это все про "посети определенное количество локаций", "побудь путешественником или исследователем". А из этого вырастает другой тренд – желание максимально погрузиться в культуру региона, в котором находишься. Приезжая туда, гости хотят есть местные продукты, жить в отелях с локальной айдентикой. Хотят отдыхать в местах без туристической прилизанности".

При этом, отмечает Елена Филипчук, есть запрос на то, чтобы объединить "дикий туризм" и комфорт: "Много людей, которым интересно уезжать далеко. Они меняют каждый день локации, узнают что-то новое и расширяют мировоззрение. Абсолютно совместить комфортный отдых и формат экспедиции невозможно. Но можно сделать приключение более комфортным, и на это запрос есть".

В ответ на него в труднодоступных местах стали появляться места размещения более высокого класса, но их пока недостаточно. И тут у местных властей и компаний, занимающихся туризмом, возникает дилемма. Ведь с новыми дорогами и новыми отелями место лишается магии девственной природы.

Лариса Пастухова, руководитель проектов «Постоялый двор», «Ауловский плес»
Лариса Пастухова, руководитель проектов «Постоялый двор», «Ауловский плес»
Фото: Антон Губанов

Другой выход из ситуации – повышение комфорта на уже имеющихся базах и в отелях.

В этот запрос активно включаются предприниматели, развивающие агротуризм. "Сельский туризм – это сам по себе тренд. Это стремление к размеренной и спокойной остановке, другому ритму жизни, здоровому питанию без ГМО. Но запрос на комфорт есть. Люди, имеющие у себя определенные условия жизни, хотят получить их и в сельской тишине. Поэтому мы ежегодно что-то улучшаем", – рассказала Лариса Пастухова, руководитель проектов "Постоялый двор" и "Ауловский плес".

Автотуризм поднимает голову

На фоне перечисленных трендов набирает популярность автотуризм. Становится все больше людей, которые приезжают на Алтай на автодомах в автокемпинги. И в связи с этим растет актуальность развития придорожного сервиса.

Глава Алтая объявил о тотальной перезагрузке сферы туризма в регионе

В Республике Алтай основательно озаботились развитием перспективной сферы туризма. Теперь новые проекты будут реализовывать только с согласия жителей

"И это не только вопрос туалетов, а еще и возможности заехать куда-то поесть, зарядить батареи, получить устойчивый сигнал связи, если мы говорим о массовом, а не экспедиционном туризме", – говорит Александра Томашевич.

Но пока этому направлению еще далеко до идеала. Александр Смирнов полагает, что инвестиции в придорожный сервис интересуют предпринимателей там, где есть хорошие дороги. Например, "Ника" в Троицком районе или "Грани" в Тальменском работают успешно. Поэтому и новые локации сервисов могут быть связаны с развитием дорожной сети. Он приводит пример:

"Если бы удалось закольцевать дорогу Солонешное – Усть-Кан, это бы, с одной стороны, разгрузило Чуйский тракт, а с другой, позволило развиваться придорожному и в целом туристическому сервису в новых локациях".

Инвестиции в туристический Алтай

Большой турпоток и ситуация в стране сделали Горный Алтай привлекательным для инвесторов. Спикеры отметили: цена земли здесь растет, но все равно каждый год открываются новые места размещения. Это притом что окупаемость такого бизнеса около 15-20 лет.

Елена Филипчук объясняет, что внутри России изменились инвестиционные потоки вслед за сокращением направлений для вложений. На этом фоне Алтай стал перспективным направлением: "Люди, перед которыми стоит задача куда-то деть деньги, не думают об окупаемости бизнеса. Им важно, чтобы они не обесценились".

Александр Смирнов подтвердил: "Инвесторы на самом высоком уровне серьезно "облизываются" на определенные территории и предлагают лакомые кусочки местным администрациям". Пока те стойко противостоят таким предложениям ради сохранения природы. Но не факт, что они продержатся долго. "Слишком крупные игроки заинтересованы", – говорит эксперт.

Участники проекта "Время трендов"
Участники проекта "Время трендов"
Фото: Антон Губанов

Как итог

Участники очередной встречи проекта "Время трендов" отметили, что потенциал у туристического Алтай колоссальный. Ему есть куда расти – здесь и проработка придорожного сервиса, и акцент на строительство комфортных туалетов, и ставка на короткие и отдельно зимние туры. Главное, вовремя останавливаться ради сохранения драгоценных диких мест. А еще, чтобы у туриста в принципе была возможность путешествовать.

Алтайский край получит более 68 млн рублей на развитие туризма

Выделенные средства планируют направить на благоустройство пляжей, проведение и продвижение туристических мероприятий и развитие национальных туристических маршрутов

Новости партнеров
Новости партнеров