Руководитель Алтайского бизнес-сообщества рассказала, зачем предприниматели стремятся объединяться, почему их участники не критикуют налоги и когда было хуже – в ковид или после введения санкций
В бизнес-среде Алтайского края появился запрос на новые объединения. Предприниматели стали создавать фактически клубы – и по интересам, связанным с работой, и даже по увлечениям. Они работают в других, более камерных форматах, чем традиционные объединения, практически не политизированы и нацелены на повышение культуры или компетенций. С руководителем одного из них – Алтайского бизнес-сообщества – побеседовал "Толк". Маргарит Агекян рассказала, как текущая повестка изменила темы встреч, почему важно повышать культуру предпринимательства и есть ли в бизнес-среде настроение "мы все умрем".
Доступ к определенному окружению
– В крае уже десятилетиями существуют различные бизнес-объединения, которые лоббируют интересы отраслей, ставят политические вопросы и т. д. Вы, говорят, работаете иначе: не слишком "светитесь" в информационном пространстве, иначе видите свои цели. Какие задачи у Алтайского бизнес-сообщества?
– Мы отталкиваемся от запроса предпринимателей – им интересно иметь бизнес-окружение, где регулярно обсуждаются новости рынка, где происходит обмен опытом, где участники инвестируют и рассказывают, как выгодно это делать, где есть связи, которые разрастаются, и за счет них можно решать какие-то текущие задачи. Наши мероприятия направлены на это, следовательно, и идут к нам за этим.
То есть участники объединения получают, во-первых, доступ к определенному окружению предпринимателей. Я подчеркиваю – к определенному. Есть критерии, по которым можно вступить в сообщество и несоответствие которым не дает такой возможности. И во-вторых, они получают доступ к закрытым мероприятиям клуба, где обсуждаются актуальные для бизнеса вопросы.
– Какие, например, мероприятия?
– Мы выбрали несколько ключевых камерных форматов. Например, деловой обед: определяем тему, приглашаем эксперта. Им может стать либо бизнесмен, результативный в этом вопросе, либо компетентный специалист. Эксперты дают свои мысли. Члены сообщества – свои суждения и опыт. Итогом становится общая дискуссия. То есть формата, когда бы выступал один человек, а другие просто слушали, у нас нет. Мы все разговариваем – люди достаточно опытные, и каждому есть что дать на этой встрече.
"Не оцениваем инструменты, а используем их"
– Традиционные объединения нередко выходят на публичные площадки, высказывают свои мнения относительно тех или иных проблем, с которыми сталкивается бизнес, оппонируют власти. Как вы взаимодействуете с государством?
– Взаимодействуем. Я вхожу в советы при органах власти. И мне интересно, что там происходит. Но у нас все же другой формат взаимоотношений. Если возникает проблема, сначала мы собираемся в кругу предпринимателей и обмениваемся опытом по ее решению, советуемся друг с другом и с экспертами. Если понимаем, что задачу можно выполнить при взаимодействии с властью, мы не идем и не говорим условно: "Срочно решите. Нам не нравятся налоги". Нет. Мы идем на контакт и пытаемся понять, как можно справиться с проблемой с помощью инструментов, которые дает власть. Мы не оцениваем сами инструменты и их отсутствие. А изучаем имеющиеся и применяем их, чтобы усилить положение на рынке.
Ввели санкции – нам стало интересно, какие есть меры господдержки. Мы не обсуждали причины введения санкций или отсутствие каких-то инструментов. Мы спросили, какие есть, и получили конкретные ответы. Такой подход привел нас к конкретике и результативности. Мы ищем возможности.
Я знаю, что есть предпринимательские объединения, которые озвучивают проблемы, и я считаю, что и это тоже должно быть. И хорошо, что есть несколько объединений, которые конструктивно и на высоком уровне работают в разных направлениях.
– Почему, по-вашему, у предпринимателей возникла потребность объединяться в сообщества, клубы, объединения – либо по интересам, либо по бизнес-запросам?
– В силу последних событий возросло число проблем и задач, с которыми сталкивается бизнес, частота их возникновения тоже увеличилась. И предпринимателю нужно, с одной стороны, быть многозадачным, а с другой, уметь быстро переключаться с одного на другое. И в таких условиях важно иметь доступ к коллегам, которые находятся в аналогичных ситуациях.
Им важно здесь и сейчас обсудить, что происходит на рынке, с такими же людьми. Где-то они могут объединиться, где-то подсказать заказчика или поставщика, где-то показать решение локальной задачи. Решать проблемы нужно быстро, а предпринимателю через предпринимателя это сделать проще.
Да, сегодня возникает много бизнес-сообществ. И, с одной стороны, я рада этому, так как это повышает культуру предпринимательства. С другой, в любой сфере при повышении спроса растет и предложение, и я наблюдаю, что на рынке формируется большое число шаблонных объединений, которые создаются по аналогии с давно действующими ради краткосрочных целей без определенного стержня, стандартов и т. д. Мне бы хотелось, чтобы этот рынок был более качественным.
– Почему вы считаете, что так повышается культура ведения бизнеса?
– Люди склонны к тому, чтобы искать себе партнеров, поставщиков, заказчиков, клиентов в сообществе. Сарафанное радио здесь работает гораздо сильнее. И они более ответственно относятся к качеству взаимодействия. Предприниматель не предоставит как попало услугу – он в сообществе, от этого зависит его репутация. Высокий стандарт работы становится привычкой и выходит за рамки сообщества.
Да и в принципе, когда предприниматели обмениваются опытом, они усиливают друг друга в плане компетенций, грамотности. У нас бывает такое, что участники после того, как приезжают с очередного обучения, звонят мне и говорят: "Я хочу поделиться". В итоге люди повышают компетентность, кругозор. Поэтому и хочется, чтобы объединений было много, но они не дублировались, а дополняли друг друга.
"Настроение было неприятное"
– Сначала ковидные ограничения, потом введение санкций – как они сказались на повестке ваших обсуждений? И было ли вот это настроение "мы все умрем" у вас в сообществе?
– Во время коронавируса было сложнее. Тогда очень изменилась повестка. Да и самих мероприятий в принципе не было из-за ограничений. Мы пытались иначе как-то поддерживать предпринимателей. Настроение было, прямо скажем, неприятное. А в связи с санкциями проблемы прибавились, конечно, но общее самоощущение хуже не стало.
Тут, видите, дело в чем: во время ковида у бизнеса руки были связаны. Проблемы были, а возможности решить их самостоятельно не было. А сейчас трудности есть, но у людей есть возможность их преодолевать, а не просто сидеть и ждать, когда они закончатся. Но на повестку мероприятий происходящее на рынке, конечно, повлияло.
– В состав сообщества входят представители разных отраслей. Специфика каждого не мешает находить решения по общим вопросам?
– Нет, порой даже, наоборот, помогает. Именно потому, что отрасли разные, варианты решений могут отличаться. Например, уже упомянутую проблему с кадрами в медицине принято решать по-своему, в строительстве – иначе, а в производстве – третьим способом. И каждый описывает, как он с этой задачей справляется: строитель расскажет что-то, что не делает медик, медик – что не делает производственник и т. д. Происходит обмен разнопрофильными решениями. И в этом есть плюс.
– Насколько вы справедливым считаете суждение, что бизнес в любых условиях найдет варианты выжить?
– Абсолютно справедливым. Я, например, не всегда понимаю предпринимателей, которые в случае возникновения трудностей сразу ждут только господдержки. Предприниматель должен сам давать поддержку – своим сотрудникам, окружению. А если он ждет при любой сложности помощи извне, то это ставит вопрос о его бизнес-компетенциях. Другое дело, когда такая поддержка есть, предприниматель ее уловил и выгодно ею воспользовался. Я не говорю, что нужно отказывать от помощи. Но сидеть и рассчитывать только на нее – это не тот подход.