Конец "дешевой" эпохи: почему взлетят цены на вино и сократится доля импорта

Вино. Алкоголь
Вино. Алкоголь Фото: freepik.com

Рост пошлин и трехкратное увеличение акцизов однозначно приведут к повышению ценников на вино, а меры, призванные поддержать российских виноделов, могут ударить и по ним тоже

Цены на вино в магазинах уже начинают расти. А в следующем году они прибавят еще минимум около 30%, а по некоторым позициям вырастут вдвое. Импортные вина подорожают заметно больше, отечественные – сдержаннее. Скажутся выросшие пошлины на вино из недружественных стран и втрое увеличенные акцизы. Это, опасаются эксперты рынка, может заметно притормозить и развитие рынка в целом, и только зародившуюся культуру потребления вина как таковую.

Об этом говорили участники масштабного ноябрьского форума в Новосибирске "Дни ритейла в Сибири – 2023". Они отдельно отметили, что речь ведут о так называемых тихих винах, то есть не игристых.

Холодное дыхание пошлин

Еще летом Правительство РФ приняло решение с 1 августа повысить акциз на вино из недружественных стран с 12,5 до 20%, но не менее 1,5 долларов за бутылку, рассказал Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель исследовательского центра WineRetail.

"То есть если вино стоило меньше доллара, то рост цены на него может достигнуть и кратных значений", – объяснил "Толку" эксперт.

Уже это запустило рост цен на вино западных производителей.

Как бы сэкономить? Покупатель переключился на дискаунтеры и онлайн-магазины

Аналитики компании NielsenIQ рассказали, как меняется потребительское поведение в 2023 году и какие магазины "выигрывают" от кризиса

К тому же рост пошлины сразу "остудил" ввоз вина. По данным WineRetail, если в июле 2023 года в Россию ввезли 22,5 млн литров вина, то в августе и сентябре – уже по 15,5 млн. "Мы чувствуем холодное дыхание пошлин", – констатировал Ставцев.

Сокращение поставок могло стать еще одним толчком к росту цен на импорт в магазинах. Однако эксперты настаивают: дистрибьюторы и ритейлеры накопили серьезные запасы вина зарубежных производителей.

"Очень много завезли, ритейлу хватит, наверно, до марта. Если он не будет жадничать, то может оставить цены на прежнем уровне до весны", – отметил Алексей Ильин, вице-президент одного из лидеров отечественного рынка алкоголя – компании Ladoga.

"Снижение объемов импорта на полках мы увидим не раньше марта, запасы большие", – подтвердил Евгений Емельянов, заместитель гендиректора компании "Кубань вино".

"Мы не жадничаем, – ответила производителям Юлия Логашова, территориальный менеджер категории "Вино" территории "Восток" ТС "Пятерочка". – Все говорят, что сети такие-сякие. Никто не думает и не говорит, что растет себестоимость, пошлины, доставка и т. д. Нет, всем проще считать, что мы жадничаем".

Тройной акциз

Второй фактор, который без вариантов отразится на ценниках на вино, – это увеличение в три раза акциза с 1 мая 2024 года. Он вырастет с 34 до 108 рублей за литр. С 2025 года – до 112 рублей. А в начале 2026-го – до 116. Закон об этом в конце ноября подписал президент Владимир Путин.

Фото: Алина Закирова

Эта мера позиционируется как защитная для российского производителя, так как тем из них, кто изготавливает вино из отечественного винограда, акциз будет почти полностью возвращаться, объяснил Ставцев. Это происходит и сейчас.

Однако эксперты уверены: подорожает и российское вино. "Винная полка вырастет в цене в целом", – сказал Емельянов из "Вин Кубани". Его слова подтвердил и Ставцев.

Это связано, во-первых, с самой системой налогообложения и условиями возврата акциза (например, до вычета акциза предприятие не может показывать отрицательную прибыль). Свою роль играет и то, что в некоторые холдинги входит несколько юрлиц, часть из которых не соответствует требованиям и автоматически подпадет под повышенный акциз.

"Даже те предприятия, которые используют российский виноград, столкнутся с увеличением акциза. Если поставщики импортного вина получат увеличение условно на 100 рублей, то при приобретении виноматериала внутри России тот, кто разливает и продает бутылку, получит рост акциза примерно на 70 рублей. На полке это плюсом не меньше 100, а то и 150 рублей", – сообщил Евгений Емельянов.

Ценовая горячка: что подстегнуло инфляцию и как ее пытаются затормозить

Значительно выросший спрос со стороны россиян внутри и за пределами страны, взлетевшие издержки производителей и относительно низкие ставки в банках подстегнули рост цен

"Если оценить влияние акциза на условную бутылку импортного вина из Европы, которая еще в августе стоила 400 рублей на полке крупной сети, то сейчас индексация пошлины уже подняла ее цену примерно до 600 рублей. После Нового года инфляционные факторы добавят к ней 100 рублей, а к лету акциз – еще 100. Итого 800 рублей", – пишет официальный Telegram-канал WineRetail.

В кулуарах форума эксперты объяснили "Толку": в среднем картина будет выглядеть так – то вино, что стоило около 400 рублей, подорожает до 600–700, бутылка с сегодняшней стоимостью в 800 рублей прибавит порядка 400 рублей, а та, что стоила 1 тысячу будет стоить 1,5 тысячи. Но это "средняя температура по больнице".

Маржинальность у производителей и торговли тоже изменится.

"Когда-то у нас маржинальность по вину была 100%. Потом пришла сеть "Красное и Белое", сказала "здравствуйте, девочки и мальчики" – и маржинальность стала 28%. Многим сегодняшняя маржа в 50–60% кажется такой, что отступать уже некуда. Но на самом деле есть куда, и пересмотр будет", – резюмировал Ставцев.

В Сибири на цену давит дополнительный фактор – стоимость логистики. По словам Емельянова, доставка в Новосибирск в три раза дороже, чем в регионы центральной России.

"Не пейте Европу, пейте Россию"

Главная цель государства при повышении пошлин и акцизов – создать благоприятные условия для работы отечественных винопроизводителей и увеличить долю из продукции в продажах. То есть импортозамещение.

И Евгений Емельянов, и Алексей Ильин подтвердили: в стране сейчас делается много для "развития полки отечественного вина и ограничения импортного". И это, по их оценке, огромный плюс и аванс для российского виноделия. Однако есть свои но.

95% розничных продаж в России приходится на вино до 500 рублей за бутылку, констатировал Александр Ставцев. Причем львиная часть из него – дешевле даже 300 рублей.

Режим экономии выгнал покупателей из гипермаркетов в магазины у дома

Привычный формат, в котором работают многие продуктовые сети, в 2023 году стал показывать темпы прироста, которых ритейлеры давно не помнят

"И вот импорт сейчас из этой категории должен уходить, а российское вино заполнять [освободившуюся нишу]", – говорит он. Но рост акциза, который, как уже говорилось выше, в любом случае увеличит цену и на отечественный продукт, может этот процесс если не свести к нулю, то нивелировать.

По мнению Ильина, "люди, которые покупают вино до 300–500 рублей, не слишком интересуются им самим, а покупают его просто, чтобы выпить". И поэтому возможен переток потребителей в другие категории. "Из вина люди могут пойти в пиво, пивные напитки, сидры и крепкий алкоголь", – отметил Емельянов.

Ильин считает, что объем вина эконом-категории после удорожания импортного просто "сожмется".

"Объем рынка вина сократится – это 100%. В том числе у нас есть опасения, что уменьшатся и продажи российского", – заметил Евгений Емельянов.

А Юлия Логашова из "Пятерочки" как представитель крупного ритейла и вовсе отметила, что в сети не ожидают большого перетока покупателей от импортного к российскому вину:

"Повернуть покупателей с иностранных брендов на российские – не то чтобы невыполнимая задача, просто у нас ее нет. Мы прогнозируем максимум 5% перехода спроса. Мы не можем сказать: не пейте Европу, пейте Россию. Если у покупателя есть потребность в импортном вине, мы как ритейл обязаны обеспечить предложение".

По ее мнению, удорожание импортного напитка не заставит его ценителей пересмотреть свои привычки и отказаться от него. Люди, сказала она "Толку", скорее, скорректируют эти позиции в бюджете – или откажутся от чего-то другого, или станут покупать реже, или изменят, например, подход к закуске.

Цена, адекватная качеству

Глава алтайской ФНС – о том, как выросли доходы жителей и обороты в торговле

Алексей Легостаев – о поступлении налогов, обороте денег в торговле и других маркерах, говорящих о благосостоянии жителей и бизнеса в регионе

Однако Алексей Ильин полагает, что приобщать россиян к родному продукту нужно именно через полку в магазине. Например, он считает, что сетям можно делать меньшую наценку на отечественное вино и выделять специальную полку для него. "Потому что человек часто теряется, а ему нужно показывать локации: вот оно, российское вино, и цена на него отличается".

"Еще важно доносить информацию о российском виноделии. На юге страны проводится много дегустаций, презентаций. А в Сибири очень мало информации. Люди приходят в магазин – и упираются в известные бренды. Им страшно покупать за те же деньги отечественное вино. Они выберут более знакомые марки", – отметил Ильин.

Его поддержал и Емельянов: "Импортное вино считается хорошим априори, а если еще и цена такая же – то вообще хорошо. Очень мало людей купят две бутылки одного сорта: импортную и отечественную – и проведут дома слепую дегустацию. Они будут приятно удивлены качеством российского вина".

Однако Артур Саркисян, руководитель Союза сомелье и экспертов России, акцентировал внимание на важном нюансе:

"Происходит переоценка у наших производителей. Они считают, что если сделали вино, оно должно стоить дорого. Но цена должна быть адекватна качеству. Если человек покупает вино за 2–3 тысячи или даже за 5 тысяч, оно должно стоить своих денег".

Алексей Ильин также отметил, что премиальные отечественные вина пока переоценены, а вот продукт среднего ценового сегмента – очень достойный.

Предпочитают красное

За последние 7–8 лет потребление вина в России изменилось разительно.

На водке не разгуляешься: что происходит на рынке крепкого алкоголя на Алтае

Руководитель завода "Тейси" рассказал о самогоне и казахской водке, о свободных и выгодных нишах, а также о том, чем политика торговых сетей похожа на сорокаградусный мороз

По оценке Wine Retail, примерно с 2015 года, когда начал падать розничный товарооборот, главным героем на рынке стал не производитель и не продавец, а покупатель, которого надо привлекать.

"Вино стало отличным объектом притяжения. Свой вклад внес и развивающийся формат "алкомаркет+продукты", – сообщали в исследовательском центре. – На полках крупных сетей откуда-то появились [респектабельные марки вин] за какие-то невиданные ранее деньги. <…> Те, кто разбирался в вине, стали ходить в супермаркеты как по грибы – вдруг какая-нибудь распродажа попадется. Ролики "как выбрать вино в "Пятерочке" и "Красном и Белом" начали набирать по миллиону просмотров. Широкие массы открыли для себя не только вино, но и информацию о нем".

Главными приметами рынка стали большой выбор и низкая цена. Хотя доля ценителей, специалистов в вине стала расти.

"За пять лет произошли тектонические сдвиги на рынке российского вина", – заявила Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества на форуме в Новосибирске. По ее словам, меняется подход к покупке вина – теперь это все более осознанное поведение, 66% покупателей делают выбор сознательно, показали опросы Роскачества.

Как выбирают (на что смотрят в первую очередь):

  • тип вина – 30%,
  • цена – 17%,
  • бренд – 12%,
  • цвет – 9%,
  • сорт винограда – 5%.

Предпочтения покупателей в вине:

  • красное – 74%,
  • полусладкое – 68%,
  • игристое – 48%,
  • белое – 45%.

В Сибири, рассказала Юлия Логашова, любят больше красное полусладкое вино.

Временные трудности. Почему в барнаульских магазинах сложился дефицит курятины

Жители краевой столицы продолжают жаловаться на то, что далеко не всегда могут найти в торговых точках куриное мясо. В профильном региональном управлении назвали причину такой ситуации