Рост пошлин и трехкратное увеличение акцизов однозначно приведут к повышению ценников на вино, а меры, призванные поддержать российских виноделов, могут ударить и по ним тоже
Цены на вино в магазинах уже начинают расти. А в следующем году они прибавят еще минимум около 30%, а по некоторым позициям вырастут вдвое. Импортные вина подорожают заметно больше, отечественные – сдержаннее. Скажутся выросшие пошлины на вино из недружественных стран и втрое увеличенные акцизы. Это, опасаются эксперты рынка, может заметно притормозить и развитие рынка в целом, и только зародившуюся культуру потребления вина как таковую.
Об этом говорили участники масштабного ноябрьского форума в Новосибирске "Дни ритейла в Сибири – 2023". Они отдельно отметили, что речь ведут о так называемых тихих винах, то есть не игристых.
Холодное дыхание пошлин
Еще летом Правительство РФ приняло решение с 1 августа повысить акциз на вино из недружественных стран с 12,5 до 20%, но не менее 1,5 долларов за бутылку, рассказал Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель исследовательского центра WineRetail.
"То есть если вино стоило меньше доллара, то рост цены на него может достигнуть и кратных значений", – объяснил "Толку" эксперт.
Уже это запустило рост цен на вино западных производителей.
К тому же рост пошлины сразу "остудил" ввоз вина. По данным WineRetail, если в июле 2023 года в Россию ввезли 22,5 млн литров вина, то в августе и сентябре – уже по 15,5 млн. "Мы чувствуем холодное дыхание пошлин", – констатировал Ставцев.
Сокращение поставок могло стать еще одним толчком к росту цен на импорт в магазинах. Однако эксперты настаивают: дистрибьюторы и ритейлеры накопили серьезные запасы вина зарубежных производителей.
"Очень много завезли, ритейлу хватит, наверно, до марта. Если он не будет жадничать, то может оставить цены на прежнем уровне до весны", – отметил Алексей Ильин, вице-президент одного из лидеров отечественного рынка алкоголя – компании Ladoga.
"Снижение объемов импорта на полках мы увидим не раньше марта, запасы большие", – подтвердил Евгений Емельянов, заместитель гендиректора компании "Кубань вино".
"Мы не жадничаем, – ответила производителям Юлия Логашова, территориальный менеджер категории "Вино" территории "Восток" ТС "Пятерочка". – Все говорят, что сети такие-сякие. Никто не думает и не говорит, что растет себестоимость, пошлины, доставка и т. д. Нет, всем проще считать, что мы жадничаем".
Тройной акциз
Второй фактор, который без вариантов отразится на ценниках на вино, – это увеличение в три раза акциза с 1 мая 2024 года. Он вырастет с 34 до 108 рублей за литр. С 2025 года – до 112 рублей. А в начале 2026-го – до 116. Закон об этом в конце ноября подписал президент Владимир Путин.
Эта мера позиционируется как защитная для российского производителя, так как тем из них, кто изготавливает вино из отечественного винограда, акциз будет почти полностью возвращаться, объяснил Ставцев. Это происходит и сейчас.
Однако эксперты уверены: подорожает и российское вино. "Винная полка вырастет в цене в целом", – сказал Емельянов из "Вин Кубани". Его слова подтвердил и Ставцев.
Это связано, во-первых, с самой системой налогообложения и условиями возврата акциза (например, до вычета акциза предприятие не может показывать отрицательную прибыль). Свою роль играет и то, что в некоторые холдинги входит несколько юрлиц, часть из которых не соответствует требованиям и автоматически подпадет под повышенный акциз.
"Даже те предприятия, которые используют российский виноград, столкнутся с увеличением акциза. Если поставщики импортного вина получат увеличение условно на 100 рублей, то при приобретении виноматериала внутри России тот, кто разливает и продает бутылку, получит рост акциза примерно на 70 рублей. На полке это плюсом не меньше 100, а то и 150 рублей", – сообщил Евгений Емельянов.
"Если оценить влияние акциза на условную бутылку импортного вина из Европы, которая еще в августе стоила 400 рублей на полке крупной сети, то сейчас индексация пошлины уже подняла ее цену примерно до 600 рублей. После Нового года инфляционные факторы добавят к ней 100 рублей, а к лету акциз – еще 100. Итого 800 рублей", – пишет официальный Telegram-канал WineRetail.
В кулуарах форума эксперты объяснили "Толку": в среднем картина будет выглядеть так – то вино, что стоило около 400 рублей, подорожает до 600–700, бутылка с сегодняшней стоимостью в 800 рублей прибавит порядка 400 рублей, а та, что стоила 1 тысячу будет стоить 1,5 тысячи. Но это "средняя температура по больнице".
Маржинальность у производителей и торговли тоже изменится.
"Когда-то у нас маржинальность по вину была 100%. Потом пришла сеть "Красное и Белое", сказала "здравствуйте, девочки и мальчики" – и маржинальность стала 28%. Многим сегодняшняя маржа в 50–60% кажется такой, что отступать уже некуда. Но на самом деле есть куда, и пересмотр будет", – резюмировал Ставцев.
"Не пейте Европу, пейте Россию"
Главная цель государства при повышении пошлин и акцизов – создать благоприятные условия для работы отечественных винопроизводителей и увеличить долю из продукции в продажах. То есть импортозамещение.
И Евгений Емельянов, и Алексей Ильин подтвердили: в стране сейчас делается много для "развития полки отечественного вина и ограничения импортного". И это, по их оценке, огромный плюс и аванс для российского виноделия. Однако есть свои но.
95% розничных продаж в России приходится на вино до 500 рублей за бутылку, констатировал Александр Ставцев. Причем львиная часть из него – дешевле даже 300 рублей.
"И вот импорт сейчас из этой категории должен уходить, а российское вино заполнять [освободившуюся нишу]", – говорит он. Но рост акциза, который, как уже говорилось выше, в любом случае увеличит цену и на отечественный продукт, может этот процесс если не свести к нулю, то нивелировать.
По мнению Ильина, "люди, которые покупают вино до 300–500 рублей, не слишком интересуются им самим, а покупают его просто, чтобы выпить". И поэтому возможен переток потребителей в другие категории. "Из вина люди могут пойти в пиво, пивные напитки, сидры и крепкий алкоголь", – отметил Емельянов.
Ильин считает, что объем вина эконом-категории после удорожания импортного просто "сожмется".
"Объем рынка вина сократится – это 100%. В том числе у нас есть опасения, что уменьшатся и продажи российского", – заметил Евгений Емельянов.
А Юлия Логашова из "Пятерочки" как представитель крупного ритейла и вовсе отметила, что в сети не ожидают большого перетока покупателей от импортного к российскому вину:
"Повернуть покупателей с иностранных брендов на российские – не то чтобы невыполнимая задача, просто у нас ее нет. Мы прогнозируем максимум 5% перехода спроса. Мы не можем сказать: не пейте Европу, пейте Россию. Если у покупателя есть потребность в импортном вине, мы как ритейл обязаны обеспечить предложение".
По ее мнению, удорожание импортного напитка не заставит его ценителей пересмотреть свои привычки и отказаться от него. Люди, сказала она "Толку", скорее, скорректируют эти позиции в бюджете – или откажутся от чего-то другого, или станут покупать реже, или изменят, например, подход к закуске.
Цена, адекватная качеству
Однако Алексей Ильин полагает, что приобщать россиян к родному продукту нужно именно через полку в магазине. Например, он считает, что сетям можно делать меньшую наценку на отечественное вино и выделять специальную полку для него. "Потому что человек часто теряется, а ему нужно показывать локации: вот оно, российское вино, и цена на него отличается".
"Еще важно доносить информацию о российском виноделии. На юге страны проводится много дегустаций, презентаций. А в Сибири очень мало информации. Люди приходят в магазин – и упираются в известные бренды. Им страшно покупать за те же деньги отечественное вино. Они выберут более знакомые марки", – отметил Ильин.
Его поддержал и Емельянов: "Импортное вино считается хорошим априори, а если еще и цена такая же – то вообще хорошо. Очень мало людей купят две бутылки одного сорта: импортную и отечественную – и проведут дома слепую дегустацию. Они будут приятно удивлены качеством российского вина".
Однако Артур Саркисян, руководитель Союза сомелье и экспертов России, акцентировал внимание на важном нюансе:
"Происходит переоценка у наших производителей. Они считают, что если сделали вино, оно должно стоить дорого. Но цена должна быть адекватна качеству. Если человек покупает вино за 2–3 тысячи или даже за 5 тысяч, оно должно стоить своих денег".
Алексей Ильин также отметил, что премиальные отечественные вина пока переоценены, а вот продукт среднего ценового сегмента – очень достойный.
Предпочитают красное
За последние 7–8 лет потребление вина в России изменилось разительно.
По оценке Wine Retail, примерно с 2015 года, когда начал падать розничный товарооборот, главным героем на рынке стал не производитель и не продавец, а покупатель, которого надо привлекать.
"Вино стало отличным объектом притяжения. Свой вклад внес и развивающийся формат "алкомаркет+продукты", – сообщали в исследовательском центре. – На полках крупных сетей откуда-то появились [респектабельные марки вин] за какие-то невиданные ранее деньги. <…> Те, кто разбирался в вине, стали ходить в супермаркеты как по грибы – вдруг какая-нибудь распродажа попадется. Ролики "как выбрать вино в "Пятерочке" и "Красном и Белом" начали набирать по миллиону просмотров. Широкие массы открыли для себя не только вино, но и информацию о нем".
Главными приметами рынка стали большой выбор и низкая цена. Хотя доля ценителей, специалистов в вине стала расти.
"За пять лет произошли тектонические сдвиги на рынке российского вина", – заявила Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества на форуме в Новосибирске. По ее словам, меняется подход к покупке вина – теперь это все более осознанное поведение, 66% покупателей делают выбор сознательно, показали опросы Роскачества.
Как выбирают (на что смотрят в первую очередь):
- тип вина – 30%,
- цена – 17%,
- бренд – 12%,
- цвет – 9%,
- сорт винограда – 5%.
Предпочтения покупателей в вине:
- красное – 74%,
- полусладкое – 68%,
- игристое – 48%,
- белое – 45%.
В Сибири, рассказала Юлия Логашова, любят больше красное полусладкое вино.